Может ли православный священник стать российским политиком?

Об иерейском кресте и российской политике

Не так давно в российских СМИ обсуждали весьма своеобразное явление, сразу окрещенное "охлобыстовщиной". Грамотная пиар-акция миллионного коммерческого проекта оказалась настолько сильной, что заставила поверить в невероятное. В то, что рекламный месседж люди примут за серьезную программу глобальных реформ. Знаковости этим реформам прибавит то, что сам реформатор — носитель священного сана.

Читайте также: Выборы как элемент шоу-бизнеса

Если судить по многочисленным интервью, то он примерный семьянин и честный православный гражданин. В политике до этого не участвовал, порочащих связей не имеет. Почему же не проголосовать за Охлобыстина? В конце концов, хуже уже не будет… Ан нет. Будет — будет.

Обманул россиян "доктор Быков", в свойственном этому персонажу обаятельно-сволочной манере. Слова об империи, русской нации и прочем прозвучали только потому, что входили в сценарий. Как и само выдвижение в президенты. На деле, актеру и священнику нужно было отработать деньги, заплаченные "Евросетью". Он на самом деле примерный семьянин. И хочет, чтобы его многодетная семья ни в чем не нуждалась.

На этом разговор о президентстве Охлобыстина стоит закончить. Сам "кандидат", будучи священником, наверняка, знал непреложное правило Церкви: священнослужители РПЦ в политику не допускаются, и в будущем допускаться не будут. Эта устоявшаяся практика сложилась веками и никакой реформе не подлежит.

Мораторий на "политику для батюшек" подтверждался документально с 90-х годов. В этом году это правило зафиксировало определение прошедшего в феврале Архиерейского Собора.

Читайте также: Священник РПЦ подружился с папуасами

В документе сказано: "священнослужители и монашествующие в силу их добровольного согласия на следование церковной дисциплине не должны баллотироваться в органы власти и участвовать в предвыборной агитации, даже если их кандидатуры выдвигаются общественными организациями или предлагаются органами власти на местах", Белому и черному духовенству запрещено членство в какой-то политической партии и, следовательно, партийная агитация. В тексте Определения сказано следующее: "недопустимо излагать личные политические взгляды с церковного амвона". Любой носитель священного сана, от диакона до епископа, не должен официально поддерживать никакого определенного государственного строя. Неважно, что это, монархия или республика. Один из устойчивых мифов о православии — это то, что каждый православный должен быть монархистом. На самом деле, это не так. Христос на допросе у Пилата говорил, что Его Царство не от мира сего. Многие православные называют себя "небесными гражданами". В том смысле, что их идеал государства — Царство Небесное.

Представитель духовенства не имеет права агитировать за какого-то политического лидера или доктрину. Стань "Доктрина 77" политической программой, она пройдет мимо амвонов. Не потому, что "в России такая безбожная власть", а потому, что не позволит власть церковная.

Немного о безбожии во власти. В феврале в церковный "принцип неучастия" была внесена поправка, впоследствии вызвавшая ажиотаж в СМИ. Православное священство, до этого года бывшее строго вне политики, теперь может туда свободно войти. Это допускается, "когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью". Но и в этом случае личная священническая инициатива будет наказуема. Рясофорные кандидаты на политическую борьбу будут определяться исключительно Священным Синодом или Синодами местных самоуправляемых церквей.

Читайте также: Церковь и государство — без слияния и подчинения

В любом случае, участие священников в политике не даст им права вступать в партии и возглавлять политические движения. Священник, став депутатом, будет защищать интересы канонической Церкви и ее паствы, а отнюдь не гипотетический идеал "православной империи" или чего-то другого. Прежде всего, депутат-священник будет бороться с расколами и гонениями на каноническое Православие.

За случаями расколов далеко ходить не надо. Достаточно посмотреть в сторону Украины. Лжесвященники-расстриги из группировки Денисенко смело баллотируются на украинских выборах и получают голоса избирателей. Популистская риторика этих кандидатов, нашпигованная зоологической русофобией, мало интересна. Интересна реакция их избирателей. Несведущий человек не делает различий между "московским" иереем и "филаретовским". Для него и тот, и другой — священники. Кто из них расстрига, а кто нет, в политдебатах точно не скажут…

Касаясь темы расстрижения, стоит вспомнить недавний шаг самого Филарета Денисенко. Когда Россия и Украина не могли договориться по газовому вопросу, лжепатриарх отправил письмо самому Виктору Януковичу. В нем, в частности, говорится: "отношение к Украине со стороны российских власть имущих, как к "младшему брату", стремление разными способами лишить наше государство реальной независимости и опять превратить его в подчиненную Москве территорию, являются главными причинами постоянного осложнения отношений между нашими странами. Эта проблема имеет не только политическое измерение, обсуждать которое — дело политиков, но и моральное, которому надлежит давать церковную оценку".

Далее Денисенко садится на любимого конька: "Русские в Украине имеют и школы, и средства массовой информации на русском языке — в то время как украинцы в России не имеют ни того, ни другого. В Украине есть тысячи храмов Московского Патриархата, которые действуют свободно и получают от государства всевозможное содействие, — а украинских храмов в России лишь единицы, и они постоянно страдают от притеснений власти. В России все чаще загораются очаги межнационального противостояния, на Северном Кавказе едва не ежедневно убивают стражей порядка и других представителей власти, а от террористических актов страдает даже столица — однако российские власти учат Украину, где господствует межнациональный мир, как ей решать национальные вопросы".

Со стороны кажется, что расстриженному архиерею опять захотелось поиграть в политику. Но у Денисенко есть свои сторонники и своя поддержка, в лице "оранжевых". Пользуясь неудачами Януковича, они рьяно борются за реванш.

Священник с мандатом в кармане крайне уязвим. Медные трубы большой политики оказываются сильным искушением. Главе Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС), митрополиту Илариону (Алфееву) как-то задали вопрос: "Реально ли будет увидеть в Госдуме представителей духовенства?". Владыка ответил, что в современной истории Церкви такое уже было. "Священнослужители были еще в Верховном Совете СССР, на последних этапах существования нашего Союзного государства. Но потом Церковь от этого отказалась. Потому что оказалось, что такое участие не приносило какой-то видимой пользы Церкви. Оно отвлекало клириков от исполнения их прямых обязанностей", — цитирует главу ОВЦС РИА "Новости".

Протоиерей Всеволод Чаплин, вспоминая депутатов-клириков, сказал: "В парламенте было несколько архиереев, которые, если и выступали, обычно говорили об интересах Церкви. Но были и священники, которые выдвинулись в депутаты по своей инициативе. Из четверых только один до сих пор служит, два сменили каноническую Православную Церковь на некие другие "образования", один перешел в ислам". Стоит вспомнить этих людей и то, к чему привела их политическая активность.

Бывший священник РПЦ Вячеслав Полосин с 1990 по 1993 год был депутатом Верховного Совета РСФСР. В марте 1994 года стал депутатом Госдумы РФ, членом Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. В 1999 году иерей Вячеслав Полосин принимает ислам. Сейчас он известен как один из самых радикальных исламских деятелей России. Вот, что сказал Полосин в 2005 году о крестах на православных храмах: "Крест на храме — это память об историческом унижении татарского народа Россией".

Читайте также: Священник выращивал "оазис насилия"

И продолжил: "Для простого народа крест сегодня — это память об исторических унижениях, крестовых походах, геноциде, насильственно крещенных родственниках". К этому времени Полосин, принявший мусульманское имя Али, уже был советником главы Совета муфтиев Равиля Гайнутдина и явно хотел угодить своему начальству. В итоге, Равиль-хазрату пришлось извиняться за слова своего советника перед СМИ.

По словам протодиакона Андрея Кураева, священник Полосин, став депутатом, почувствовал себя большим начальником, который может позвонить лично Патриарху. "Для него епископ уже не указ. Это произвело некий переворот. Он предпочел стать чиновником в Думе". Как считает эксперт, переход Полосина в ислам был следствием его выбора в пользу политики.

"Это был поиск такой философской системы, через которую можно себя оправдать", — сказал Кураев в 1999 году газете "Православная Москва". Стоит полагать, что "подарку" в лице Полосина мусульманская умма не обрадовалась. Российские историки обвиняют его в многочисленных искажениях фактов и разжигании межнациональной розни. Но стоит вернуться в самое начало карьеры Али Полосина, тогда еще Вячеслава, в 1990 год.

На закате СССР председатель Комитета ВС РСФСР по свободе совести Вячеслав Полосин принял участие в создании Российского христианского демократического движения (РХДД). Одним из ближайших соратников демократического иерея был еще один священнослужитель. По имени Глеб Якунин.

В Комитете по свободе совести отец Глеб был заместителем Полосина. Вместе с Полосиным, он принимал участие в работе над "Законом о свободе вероисповеданий". А еще раньше, в 1965году, священник Глеб Якунин проявил себя как смутьян и провокатор. Вместе с еще одним священником, Николаем Эшлиманом, Якунин разослал по всем епархиям письмо, направленное против патриарха Алексия I и всего церковного начальства. Копии письма легли на стол тогдашним первым лицам СССР: председателю Верховного Совета Подгорному, главе Совета Министров СССР Косыгину и генеральному прокурору СССР Руденко.

В "Открытом письме" были такие слова: "С каждым днем в Русской Церкви нарастает спасительная жажда от той скверны, которая накопилась в ней по вине церковной власти(…) нарастает чувство ответственности за те души, которые по вине пастырей Церкви не просвещены Евангельским словом и пребывают вне церковной ограды". В письме говорилось, что РПЦ находится в опасности. Чтобы избавить Церковь от гибели, необходимо срочно созвать Поместный Собор.

Читайте также: Раскольники приговорили Церковь к смерти

Налицо была опасная провокация. Мало того, что письмо иереев могло навлечь репрессии, оно было на руку врагам РПЦ, как внешним, так и внутренним. Патриарх Алексий I поручает митрополиту Крутицкому Пимену провести с этими иереями увещевательную беседу. Беседа состоялась, после чего на стол патриарху лег доклад. 13 мая 1966 года на докладе появилась патриаршья резолюция: Якунина и Эшлимана запретить во служении. В случае продолжения ими порочной деятельности — прибегнуть к более суровым мерам. То есть, к низвержению из сана и отлучению от Церкви. После решения патриарха Эшлиман надолго исчезает из общественной жизни. А Якунин становится одним из самых известных диссидентов и занимается защитой прав верующих и рассмотрением преступлений, совершенных против свободы совести в СССР. Якунинские материалы переправлялись за рубеж, где потом публиковались на страницах Guardian и Figaro.

Cтоит коснуться того, что писал Якунин в своих статьях. Основной лейтмотив был такой: Церковь срослась с КГБ и КПСС и превратилась в коллективного рясофорного жандарма. Этот жандарм душит среди верующих свободу мнений. В СССР преследуются иностранные религиозные конфессии и процветает православный шовинизм. Эти публикации вызывают резонанс за рубежом, а сам автор предстает перед судом за антисоветскую агитацию. Якунин проводит пять лет в "почтовом ящике" Пермь-37, потом два года ссылки в Якутии. В 1987 году иерея-диссидента амнистируют и восстанавливают в сане.

Перебравшийся в Подмосковье Якунин продолжает заниматься политикой. В 1990 году он уже депутат ВС РСФСР, зампред Комитета по свободе совести. В конце 1991 и в 1992 году священник стал членом парламентской Комиссии по ГКЧП. В ходе работы Комисии Якунин вовсю доказывал, что Патриархия косвенным образом поддерживала путчистов, так как действовала рука об руку с КГБ СССР. Примерно в это же время Якунин входит в ближайшее окружение Филарета (Денисенко), который уже окончательно встал на путь раскола. Позже Якунин перейдет под раскольничий омофор лжепатриарха Филарета.

Читайте также: Церковь может сделать радикалов патриотами

Опьяненного политикой Якунина пытались "отрезвить" в 1993 году окончательным извержением из сана. Не помогло. Якунин продолжал именовать себя священником и заявлять, что "пострадал за политические убеждения". В 1993 году он становится депутатом Госдумы. Депутат Якунин с думской трибуны защищает секты и вовсю клеймит "ксенофобскую" и "антисемитскую" РПЦ. Свои гневные речи Якунин произносит в рясе и с иерейским крестом на груди, что ему, как расстриге, было запрещено. Видя это, Церковь идет на крайнюю меру. Архиерейский Собор 1997 года выносит Глебу Якунину анафему.

Позже Якунин решает отомстить РПЦ. В том же 1997 году он подает иск против Александра Дворкина, руководителя антисектантского Центра Иринея Лионского. Поводом послужила известная брошюра "Десять вопросов навязчивому незнакомцу", составленная экспертами — сектоведами. Якунин обвинил Дворкина в оскорблении чести целого ряда сект: "Свидетелей Иеговы", кришнаитов, мунитов, саентологов. Заседание в Хорошевском суде Москвы сразу стало известно как "процесс Дворкина". Для Якунина этот процесс закончился позором. Процесс он проиграл. Позже пошла на спад и его общественная деятельность. СМИ и общество потеряли к расстриженному диссиденту всякий интерес.

Не так давно протоиерей Андрей Кураев в эфире программы "Со своей колокольни" сказал: "Если священник или епископ идет в политику, это значит, что он плохой священнослужитель. Он не сумел стать достойным пастырем". Пожалуй, на этом стоит закончить. Sapienti sat.

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *