Сколько православных осталось в Чечне?

Грозненский храм: последние прихожане

Недавно в новостях прошло сообщение о массовом крещении в Чечне. Очень странно звучит… Кому же там массово креститься, каким массам? Оказалось, крестили 35 человек в Наурском районе. Единственный в Грозном православный храм Михаила Архангела пережил второе рождение. Появится ли новое поколение прихожан, или же храм умрет вместе с последними?

Сейчас Чеченская республика превратилась практически в мононациональную российскую территорию. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, чеченцы составляют 93,5 процента населения, русские — всего лишь 3,7 процента. А ведь еще совсем недавно, особенно по историческим меркам, в 1989 году, численность русских в тогдашней Чечено-Ингушской АССР составляла 24,8 процента или же 269 130 человек. А в советские годы, по переписи 1970 года, и вовсе русских насчитывалось 366 959.

Почти все русское население было изгнано в результате этнических чисток 1991-1994 годов и последовавшей за ними Первой чеченской войны. Если учесть, что основная масса русских была жителями столицы, то понятно, что Грозный был городом многонациональным и многоконфессиональным. Да и практически все православные жители республики были сосредоточены в Грозном да еще в ряде станиц Наурского, Сунженского и Шелковского районов.

В XIX — начале XX веков территория Чечни входила в состав области Терского казачьего войска. В этот период здесь и были возведены многочисленные православные храмы в городе Грозном и казачьих станицах. В послевоенные годы на территории Чечено-Ингушской АССР действовали практически только два из них — в Грозном (Михаило-Архангельский храм) и в станице Орджоникидзевской (Сунженский район) — Покровская церковь (Ныне это территория Ингушетии).

Читайте также: Забытое христианство древних вайнахов

Храм Михаила Архангела в Грозном основан в 1892 терскими казаками. Он был почти полностью разрушен во время первой и второй чеченских войн: в январе 1995 года рухнул купол, а в ходе второй кампании церковь уничтожили авианалеты. Три ее настоятеля в 1996–1999 годах были похищены — двое убиты, один освобожден в результате спецоперации. Тем не менее, даже во время боев, в подвале храма не прекращались богослужения.

Весь центр Грозного был разрушен. Нынешняя столица Чечни стала другим городом, практически заново отстроенным. Все восхищаются красотой и богатством новых улиц и площадей. Но он стал для нас, жителей того, довоенного Грозного, увы, чужим. Это другой город, с другими жителями. Мама одноклассницы моего сына, чеченка по национальности, с горечью рассказывала, как, приехав в Грозный на лето к родным, заблудилась в родных местах, там, где прожила большую часть своей жизни — все новое и другое.

Отстроили заново и единственный в Грозном православный храм Михаила Архангела, разбомбленный во время чеченской войны. И в советские годы этот храм был единственным в городе, но тогда всегда был забит прихожанами, коих было ох как много! А уж в праздники в церковь было просто не протолкнуться. И на тогдашней улице Ленина (ныне Кадырова) стояла очередь жаждущих освятить куличи или же причаститься и исповедаться.

Мое первое посещение храма состоялось во младенчестве — меня, нескольких месяцев от роду, принесли креститься туда мама и бабушка. Последний же раз я побывала в храме 19 августа 1991 года. Был Яблочный Спас. Тогда, тем ранним утром, идя в церковь на праздник, я еще не подозревала, что этот день впоследствии будет ассоциироваться с совсем другими событиями — августовским путчем. А для нас, грозненцев, это означало начало конца нашей прежней мирной и счастливой жизни.

Тогда на волне свержения прежней власти Джохар Дудаев и его ОКЧН (Общенациональный конгресс чеченского народа) свергли главу обкома КПСС Завгаева… У меня на носу былпоследнийпятыйкурсуниверситета,кстати,нашпервыйкорпусЧИГУ(Чечено-ИнгушскийгосуниверситетимениТолстого)находилсясовсемнедалекоотцеркви.

Храм Михаила Архангела, советское время

Но начался учебный год со страшных и трагических событий. После заседания ректората неизвестными был похищен ректор университет Виктор Абрамович Кан-Калик. Проректор Абдул-Хамид Бислиев, пытавшийся встать на защиту коллеги, был убит на месте. Тело Виктора Абрамовича, подвергнутого пыткам, было обнаружено в начале марта 1993 года.

Читайте также: Кавказ: отделить нельзя оставить

Каждый поход на занятия по сути являлся стрессом для нас, особенно девочек, коих было на филологическом факультете, подавляющее большинство. Приходилось выбирать — по какому пути сегодня идти — через площадь, что напротив обкома — где ходят бородатые боевики с автоматами, или же через площадь напротив банка — где торгуют оружием и собираются на митинг оппозиционные Дудаеву силы. А каждый вечер и ночь — слышны раскаты орудий, стрельба, дудаевцы захватывали российские воинские части, расквартированные в городе. Но это так… невольное отступление…

Итак, 23 апреля 2006 года в светлый праздник Пасхи храм был вновь открыт для богослужений. 26 апреля 2009 года архиепископ Ставропольский Феофан освятил отреставрированный храм. Вторая православная церковь Чеченской республики находится в станице Ищерской Наурского района. Храм "Всех скорбящих Радостей" построили более полувека назад, за это время здание обветшало, и в прошлом году его также реконструировали. Строят церковь Рождества Христова и на месте разрушенного в 1937 году храма в станице Наурской. Работы планируют завершить к концу нынешнего года.

Отрадно слышать, что храмы восстанавливаются, но без прихожан — этот дом Бога остается пустым и мертвым. Мне удалось связаться с нынешним настоятелем храма Михаила Архангела отцом Григорием. То, что я услышала, оставило горький осадок. Вот что он сказал о том, сколько же реально прихожан сейчас в грозненской церкви:

— Я же не считаю, плюс минус 20-25. Бывает 10 придет — откуда ветер подует, бывает вообще никого в храме нет.

— Это постоянные жители или же военнослужащие, находящиеся в Чечне по контракту?

— Приходят и военнослужащие. Не важно, какие обязанности выполняет человек, но православным то остается. Но в большинстве своем — это те, кто проживает здесь.

— Это в основном пожилые люди?

— В основном пожилые, практически все — пенсионеры. Те, кто доживает тут своей век, не хочет покидать родной город.

— Прошло сообщение, что в Наурском районе состоялось массовое крещение. Кого крестили?

— Всех желающих. Были и дети, и старики. Наурский район большой. В нем, может быть, осталось около тысячи русских, в основном в станице Наурской.

— А нет такого, чтобы кто-то из русских возвращался назад, в Чечню?

— Сейчас практически никто не возвращается. Я, может быть, таких случаев, один-два слышал. Упорядоченного процесса возвращения нет, потому что этим вопросом никто не занимается.

— Правильно ли я поняла тенденцию, что со смертью прихожан нынешних новым появляться будет неоткуда?

— Разве что вы приедете…

Что ж, я надеюсь когда-нибудь вновь ступить на территорию храма, в котором крестилась, и вновь увидеть город, в котором родилась, который до сих пор снится, но… теперь только как гостья, увы…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Елена Мелик-Шахназарова
Елена Мелик-Шахназарова — журналист, редактор, корректор, работала в группе выпуска Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить