В Израиле бездетным женатым мужчинам разрешили иметь наложниц

Законная любовница: от Авраама до наших дней

Скандал в Иерусалиме: председатель раввинатского суда Иерусалима раввин Элиягу Абарджиль разрешил правоверным иудеям… заводить официальных любовниц. Мужья имеют на это право, если их супруги не могут или отказываются родить ребенка и в то же время не желают дать благоверному развод. Что это — приглашение к разврату или возвращение к истокам?

У правоверных иудеев в Израиле теперь одной проблемой меньше. Отныне, если жена глубоко верующего еврея не может или не хочет заводить ребенка, мужу не придется искать утешения на стороне украдкой. Глава раввинатского суда Иерусалима — органа, решающего вопросы личного статуса евреев — официально разрешил на такой случай заводить любовниц. Более того, "заместительница" неплодной супруги имеет полное право проживать в одной квартире с законной женой.

Официальное многоженство? Узаконенный разврат? Для того, чтобы понять закон, дико звучащий для большинства, следует не хихикать, а призадуматься: а что значит для правоверных евреев семья и дети? Ведь на самом деле, ничего нового раввин Элиягу Абраджиль не придумал. Он всего лишь вернулся к истокам, вспомнив нравы и обычаи ветхозаветных патриархов. Ветхозаветных? Но для иудеев не существует такого понятия, как Ветхий завет. Это для христиан его заменил Новый, а для иудаистов все, сказанное в Торе, остается в полноправной силе, совершенно пригодной для всяких времен, включая нынешние.

Заглянем и мы в эти тексты. И тут же увидим историю человека, чье имя безусловно священно для всякого иудея. Это патриарх Авраам, праотец всех иудеев, с которым и был заключен Божий завет.

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя… ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. (Бытие, глава 17)

Читайте также: Шавуот — День дарования Торы

А еще до этого Бог обещал Аврааму, что сделает его отцом народов, и потомков у него будет столько, сколько звезд на небе. Но беда была в том, что жена патриарха Сара была неплодна и никак не могла родить ему наследника. Тогда Авраам сделал то, о чем, собственно, говорит раввин Элиягу: взял официальную любовницу Агарь из числа прислужниц жены, и она родила ему сына Исмаила. Примечательно, что позволение на это дала сама Сара.

Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь… И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.

Ребенок, родившийся от такой официальной любовницы, считался абсолютно законным. Рожала его наложница, лежа на коленях жены, и поэтому считалось, что это как бы ребенок законной супруги. Как мы видим, проблема бездетности волновала иудейские семьи от самой первой — и до нынешнего дня, и решение вопроса предлагалось и предлагается одно и то же. Вплоть до мелочей: взятая в наложницы Агарь жила вместе с Авраамом и Сарой.

Тут, правда, возникла закавыка: когда Агарь понесла ребенка, она стала превозноситься над своей госпожой и постоянно колола ей глаза своей беременностью: мол, я смогла, а ты — нет. Начались скандалы. Чисто по-женски Сарра отомстила Агарь, доведя ее придирками (все-таки она была госпожой, а та — рабыней, хоть и беременной от господина) до того, что будущая мама в отчаянии сбежала от нее в пустыню и чуть не погибла там, пока ангел Господень не явился ей и строго-настрого не велел вернуться к госпоже и покориться ей. Есть, о чем призадуматься иудеям, которые решатся последовать совету раввина Элиягу: что им дороже — мир в доме и отсутствие наследников или дети и постоянный раздрай между супругой и "заместительницей"!

Но Авраам, беспокоившийся о своем потомстве, не знал еще одной заботы: он не был знаком с идеей мессианства. Она появилась много позже и дополнительно обязала благочестивые иудейские семьи плодиться и размножаться. Дети фактически стали единственной целью и оправданием брака. Шутка ли: ведь каждый рожденный мальчик в любой семьи мог (и может) оказаться тем самым долгожданным Мессией, освободителем иудейского народа! При этаких раскладах неплодность жены и бездетность супругов — настоящая трагедия, живой знак немилости Божьей, выключение семьи из числа тех, через кого может прийти Избавитель.

О горе семьи, где никак не может родиться ребенок, повествуют и Новый завет: священник Захария и его жена Елисавета никак не могли обзавестись наследником и жестоко страдали от этого, ибо были к моменту начала новозаветной истории уже престарелыми. Согласно преданию, долго не могли порадоваться ребенку и родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна. Будущего отца Девы Марии даже однажды прогнали из собрания мужей, обсуждавших некий важный вопрос. Дескать, что может посоветовать человек, столь явно обойденный милостью Божьей?

Читайте также: Веселый мартовский праздник Пурим

Безусловно, для христианского уха узаконенное прелюбодеяние звучит дико. Супружескую измену Иисус Христос называет единственной причиной для развода. Именно она разрушает семью до основания, начисто уничтожает доверие между супругами. Но для иудеев Новый завет, как известно, не писан. Это христиане уже дождались своего Мессии и Спасителя, поэтому супруги освобождены от "повинности" обязательного деторождения, а основной акцент в христианских браках делается на взаимоотношениях мужа и жены, и на их взаимном восхождении к Богу. Неверящие в Христа как Мессию, семейные иудеи сосредоточены на деторождении и продолжении рода в ожидании Царя Израиля.

С этой точки зрения решение раввина Элиягу звучит и логично, и в русле традиции. В конце концов, праотцы, чей пример поныне актуален для правоверных иудеев, и наложниц заводили, и несколько законных жен имели — все ради того, чтобы сделать свой род многочисленным, аки звезды на небе. Другое дело, что со времен Авраама, Сарры и Агари в человеческой психологии изменилось не так уж много, поэтому те, кто введет в дом любовницу и скажет жене: "Вот, от нее я буду иметь детей", должны морально приготовиться к затяжному террору и постоянным скандалам. Впрочем, они смогут утешиться тем, что несут те же бремена, что некогда водрузил на свои плечи праотец Авраам.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Дарья Сивашенкова
Дарья Сивашенкова — бывший редактор отдела религии Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить