У мусульман праздник Жертвоприношения

16 ноября по европейскому календарю мусульмане всего мира отмечают один из главных праздников года — Курбан-Байрам, или, по-арабски, Ид аль-Адха. Этот праздник является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, где молятся до захода солнца, а в день Жертвоприношения совершают символическое побиение шайтана камнями.

Возле казанских мечетей уже располагаются грузовики с баранами, которых начнут резать 16 ноября — в первый день мусульманского праздника Курбан-байрам (по-арабски Ид-аль-Адха). Это праздник жертвоприношения, отмечаемый через семьдесят дней после Рамадана в память о поступке пророка Ибрахима. По Корану, архангел Джебраил, явившись Ибрагиму во сне, передал ему повеление Аллаха, желавшего укрепить того в вере: принести в жертву своего первенца Исмаила. Пророк подчинился, но в последний момент, когда он уже занес нож над сыном, тот был заменен на ягненка. "С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения Господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного, — разъясняют мусульмане. — И когда совершается обряд заклания курбана (жертвы), сердце верующего изливает величайшую присягу — быть покорным Единому Творцу".

"Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения — это принесение жертвы, — передала слова пророка Мухаммеда его любимая жена Аиша. — В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души". Курбан закалывается с молитвой, причем голова его должна быть обращена в сторону Мекки. Считается, что за каждую каплю жертвенной крови мусульманину прощается по греху. В день начала Курбан-байрама (праздник длится три дня) участники хаджа совершают обряд побития шайтана камнями и обход вокруг Каабы. Во всех мечетях проходят праздничные проповеди.

Кроме барана (овцы), жертвой могут быть коза, корова, буйвол или верблюд. За неимением последних, в Казани обычно режут коров и овец (в среднем баран, как и шестая часть коровьей туши, стоит 4,5 тысячи рублей). Корова и другое крупное животное может приноситься в жертву группой мусульман до семи человек, тогда как барана режут за одного мусульманина или за семью. Животное должно быть здоровым и красивым (пророк Мухаммед назвал непригодными к жертвоприношению слепых, больных, хромых и худых), баран — не моложе года, корова — двух лет, верблюд — пяти. Треть жертвенного животного съедается самим жертвователем и его семьей, третью угощают соседей и родственников, а остальное раздают бедным в виде милостыни. На праздничном столе должны быть специальные мясные блюда. Друзьям, родственникам и детям дарят подарки, навещают родных и знакомых.

Массовый забой животных непосредственно у мечетей вызывает недовольство немусульманской публики, переживающей за барашков и опасающейся, что лицезрение их смерти отрицательно скажется на психике видящих это детей. Особого накала эти страсти достигают в традиционно неисламских регионах, в частности, Москве, где в 2006 году был введён запрет на публичные жертвоприношения (каждой мечети разрешено забить всего по одному животному). Активисты Центра защиты прав животных "Вита" (настороженно относящиеся и к натуральным меховым шубам) неоднократно выступали против "жестокого обращения с животными в дни празднования Курбан-байрама", скрупулезно подсчитывая число зарезанных у той или иной мечети баранов.

Это зрелище, пожалуй, и вправду должно быть скрыто от глаз неподготовленных людей, для чего в национальных республиках строятся специальные комплексы по забою жертвенных животных. Правда, в Татарстане пока действует всего один такой комплекс на улице Братьев Петряевых, принимающий заказы населения на забой и разделку туш и открывшийся в Казани в прошлом году. "Мы уходим от практики проведения обряда вблизи мечетей и планируем открыть комплексы по забою жертвенных животных еще в нескольких районах Казани", — сообщил председатель татарстанской мусульманской религиозной организации "Вакф" Мурат Галеев, считающий, что подобные комплексы позволяют "соблюсти санитарно-гигиенические требования и провести обряд жертвоприношения цивилизованно".

В ряде российских республик со значительным количеством мусульманского населения — Татарстане, Башкирии, Адыгее, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Дагестане — Курбан-байрам объявлен нерабочим праздничным днем, причем для граждан любого вероисповедания. В этом году с просьбой освободить верующих мусульман от работы и учебы к руководителям государственных структур, коммерческих предприятий и учебных заведений обратилось и Духовное управление мусульман Нижегородской области. Как сообщил представитель ДУМНО, в местах компактного проживания мусульман на юге области работодатели в праздник отпускают верующих на молитву. Учитывая, что Курбан-байрам сравнивается мусульманами по значимости с Рождеством, уважение их религиозных чувств будет лишь способствовать усилению толерантности российского общества.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Яна Амелина
ЯнаАмелина — российский исламовед и политолог, специалист по современным проблемам Кавказа, Крыма и Поволжья. Внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *