В Баку пресечены акции протеста на запрет носить хиджабы

Запретив хиджаб, можно получить джихад

Закон Аллаха и милость для мусульманок — так в исламе именуют хиджаб. Верующие мусульманки сегодня говорят, что он дает им чувство защищенности от агрессии окружающего мира. Но что для мусульманки — милость, то для некоторых политиков — угроза правам человека и международной безопасности. В ряде стран Европы за хиджаб можно угодить за решетку.

Бакинские полицейские пресекли акции протеста общественного объединения "Джума" у здания Министерства образования. Члены объединения, в основном женщины-мусульманки, хотели добиться для своих сестер и дочерей обычной вещи: права носить в школах хиджабы.

Полумесяц на флаге Азербайджана еще не значит, что в этом государстве все должны жить по законам шариата. По конституции, Азербайджан — светское государство. Так же, как и Россия. Но если в московской школе или вузе юная мусульманка имеет право на хиджаб, то в Баку такой номер уже не пройдет.

В конце ноября 2010 года Министерство образования Азербайджана ввело окончательный запрет на ношение хиджаба в школах. Образовательное ведомство этого закавказского государства посчитало, что мусульманский головной платок не является частью школьной формы. Азербайджанские верующие назвали этот запрет прямым нарушением прав человека. С ноября 2010 года в Баку проходят многочисленные акции протеста против дискриминационного постановления. Во время одной из последних, 6 мая этого года, полиция разгоняла демонстрантов дубинками. Десятки участников акции протеста, среди которых много женщин, были избиты и заключены под стражу. Стоит заметить, что ни одна мусульманская организация не была причастна к этой акции. Майский протест не был анонсирован ни в одном СМИ. 6 мая права на хиджаб отстаивали обычные женщины — азербайджанки, исповедующие ислам. Выходит, полиция применяла силу против тех, кого, по идее, должна была охранять. В защиту избитых демонстрантов выступили азербайджанские мусульманские организации и правозащитные объединения.

Мисир Марданов, министр образования республики, считает разгон этих акций правильной мерой. По словам министра, запрет на ношение хиджаба — это не личная инициатива его ведомства, а линия политики государства. Министерство образования, как законопослушный орган, обязано придерживаться этой линии. Сам запрет на хиджаб в школе — это нормально. Девочка, выйдя из школы, может спокойно одеть свой платок и носить его потом где угодно. в школе она обязана подчиняться общим правилам. Что касается защитников хиджабов, которые почти каждый месяц собираются у здания Минобразования, то они ратуют явно не за него. Не исключено, что это законспирированные агенты международного терроризма. "Определенные силы, как внутри страны, так и за ее пределами, стараются использовать тему ношения хиджаба в образовательных учреждениях Азербайджана для своих личных целей", — заявил министр информационному агентству "Новости — Азербайджан". Заявления насчет нарушения прав верующих министр также считает провокационными, поскольку в Азербайджане соблюдаются в полной мере все права и свободы верующих. В том числе, и на ношение религиозной одежды.

Сами активисты говорят, что министр, говоря о соблюдении прав верующих в республике, исказил реальные факты. Нельзя носить хиджаб не только в школах. А не носить его для мусульманки — хуже тюрьмы. Кстати о тюрьмах. Во Франции за ношение мусульманского платка в общественном месте полагается тюремное заключение. Хиджаб в метро, в магазине или просто во дворе дома во Франции считается угрозой французским демократическим ценностям. Иными словами, идеологическим терроризмом. Примерно в то же время французскую инициативу поддержала Италия. Эхо европейской "войны с платками" было слышно и в Азии. В Турции активисты некоторых прозападных партий стали прямо на улицах нападать на женщин с мусульманскими платками на головах. Хиджабы публично сжигали на турецких улицах. Ректоры некоторых учебных заведений перестали допускать к занятиям даже тех студенток, которые носят хиджаб только за их пределами и снимают его при входе в альма-матер. Из турецких университетских аудиторий выгоняли тех, кто надевал вместо хиджабов шляпки с вуалями. Примерно то же самое начало происходить сейчас в Азербайджане.

Почему это происходит? Председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль считает, что дело в "серых кардиналах" с Запада: "Для Запада ислам и православное христианство являются врагами, и Запад пытается там нащупать бреши и начать расшатывать основы. Для спецслужб не принципиально, какая идет агитация: католическая или баптистская. Главное — само раскалывание цивилизации". По словам эксперта, этот раскол, как правило, начинается сверху. "В том же Азербайджанемногие политики сейчас хотят вписаться в западный формат. Это происходит тайно. Представитель той же азербайджанской элиты продолжает себя позиционировать как традиционалист, однако в прессу попадают сведения, что этот человек втайне съездил на Запад и там принял тайное крещение и даже вступил в масонскую ложу. В случае элит это идет рука об руку", — рассказал Джемаль "Правде. Ру"

Так происходит с элитами, а внизу, по словам верующих, начинаются настоящие гонения на мусульманок с покрытой головой. В тюрьмы здесь за хиджаб не сажают, но этот обязательный предмет одежды может доставить мусульманке много проблем.

Хумат Гаджиева, активист правозащитного движения "Центр защиты свободы вероисповедания и совести" (DEVAMM), рассказала о некоторых из них.

Хумзат говорит, что все началось, когда запретили паспортные фотографии в хиджабе. Многие мусульманки тогда отказались получать паспорта. Беспаспортная женщина в этой стране бесправна. Ее не берут на работу, не выпускают из страны, ограничивают во всем. Без паспорта молодой маме не отдадут в роддоме ее ребенка. Возникают проблемы и у девочек-мусульманок. Если их увидят в родной школе в хиджабе, то имеют право выгнать из школы. Даже если эта девочка — круглая отличница. Многие родители пытаются переводить своих дочерей в другие учебные заведения, но там повторяется та же самая история. Проблему могли бы решить существующие мусульманские школы, но количество мест в них ограничено. Многие из них только переживают этап становления и на сегодняшний день не могут дать нормального образования. Юрист DEVAMM Эльдар Султанов прямо говорит, что третировать женщину за хиджаб — для правового государства немыслимое дело. Это нарушение прав верующих.

Мусульманка, конечно, может избежать всех проблем, связанных с хиджабом. Для этого нужно сделать немного. Всего лишь не надевать этот головной убор, когда девочка или женщина отправляется в публичное место. Для нее это будет оправдано не только следованием законам страны, но и соображениями собственной безопасности. Но так может рассуждать европеец. Мусульмане мыслят несколько по-другому. Для них снять хиджаб — это не мера безопасности, а компромисс со своей совестью. И не только.

Лейла Бахадори в своей статье "Хиджаб — полная капитуляция" (сайт islam.ru) пишет: "Хиджаб дает женщине ощущение защищенности. Это факт, который знают все, кто носит его". Лейла говорит, что хиджаб — это покров Аллаха. Женщина, полностью покорная Аллаху, в обмен на свою волю получает милость Всевышнего.

И не только это: "В Москве, идя в одежде, соответствующей Шариату, я первое время очень сильно обращала внимание на то, что мужчины, перестав смотреть на меня глазами озабоченных самцов, стали проявлять ко мне заботу и покровительство. Они придерживали тяжелую дверь в метро, уступали место в транспорте, спешили на помощь, если я уронила сумку. И таких примеров множество. Мне было это забавно, и, приходя домой, я делилась с родными: "Видимо, они считают, что мусульманка — слабое существо, не способное о себе позаботиться". Да, считают, и… лучшие из них кидаются на помощь. Защищенность. Разве не это нужно женщине?" С Лейлой можно соглашаться, можно и нет, но это точка зрения практически каждой мусульманки.

Хиджаб для правоверной так же обязателен, как молитва и помощь обездоленным. Достаточно процитировать один аят Корана: "О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный" (Сонмы.59).

В мусульманском праве есть положение: "Любая власть лучше смуты". Гонения на хиджаб для мусульман и есть смута. Некоторые видят проблему шире. Для них запрет на хиджаб — это посягновение на веру ислам. Если такое случается, то мусульманин, как и любой верующий человек, обязан защищать свою веру. Крайний формат такой защиты — джихад. Действие веры в виде священной войны. Мусульмане такого поворота событий не хотят. Войны хотят радикальные исламисты, которые, прикрывшись защитой хиджаба, снова могут пролить кровь мирных людей.

Читайте также:

Зачем простоволосить мусульманок?

Турция между исламизмом и Европой

Австрия: "антиисламская" передовая Европы

Европа против паранджи

Франция: паранджа вне закона?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить