Поправки к закону "О свободе совести" взбудоражили общество

Жертвы разрешить - религию запретить?

Поправка к закону "О свободе совести и религиозных объединениях", внесенная депутатами от ЛДПР, предполагает разрешение даже "частичных человеческих жертвоприношений" в специальных местах. При этом важнейшие принципы и обряды трактуются как "насилие". Что делают народные избранники — хотят помочь верующим или готовятся к искоренению веры?

Поправка к закону "О свободе совести и религиозных объединениях", внесенная депутатами от ЛДПР, предполагает разрешение даже "частичных человеческих жертвоприношений" в специально отведенных местах. Правда, при этом важнейшие принципы мировых религий трактуются как "насилие". Так чего же хотят народные избранники: помочь верующим — или готовятся к искоренению веры, подготавливая соответствующую терминологию и законодательную базу?

Читайте также: Канонизация - традиция или потребность?

Интернет бурлит от сенсационной новости: депутаты Госдумы якобы планируют разрешить человеческие жертвоприношения! А причиной тому послужил законопроект изменений в статью 16 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Сам текст поправки небольшой, что позволяет цитировать его полностью:

"Статья 20.30. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного.

1. Нарушение установленного порядка совершения молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей, на организаторов в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей.

3. Проведение религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного в непосредственной близости от детских учреждений, а равно совершение молитвенного обряда, если это привело к нарушению общественного порядка или создало угрозу безопасности населения — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток".

Но, пожалуй, наиболее шокирующе выглядит отрывок из пояснительной записки к законопроекту, звучащий то ли как образчик черного юмора, то ли как исторический анахронизм тех недобрых времен, когда в ходе религиозных церемоний приносились человеческие жертвы:

"Законодательство Российской Федерации о свободе совести основывается на принципе, что Россия является светским государством и отправление религиозного культа, вне зависимости от исповедуемой религии, не должно нарушать и ущемлять права других граждан.

Данным законопроектом предлагается предусмотреть для таких религиозных обрядов, как молитвенный обряд, обряды жертвоприношения и иные обряды, связанные с насильственными действиями в отношении человека (обряды посвящения, очищения и т. п.) особый порядок проведения, а именно ограничить их проведение местами, прямо указанными в законе (п.2 статья 16 Закона)".

Вот это многозначительное "и т. п." стало весомым основанием подозревать законодательную новацию в том, что она разрешит жертвоприношения и "иные насильственные обряды" над верующими вплоть до смертоубийства. Записи в блогах констатируют: "Жрецы Кетцалькоатля были бы довольны". Как известно, этот культ индейцев майя был одним из самых кровавых: у людей, предназначенных в жертву этому божеству, заживо вырезали сердце.

Большие реалисты рассуждают о том, что поправка будет направлена против отдельных обрядов влиятельных в России религий — обрезания в Иудаизме и Исламе, а также Крещения и Причащения младенцев в Православии. Дескать, пока что этим обрядам и Таинствам разрешается быть в "специально отведенном месте", однако признается их насильственный характер — значит, потом можно будет запретить их.

Был же недавно прецедент в Германии, где земельный суд Кельна постановил всей стране считать уголовным преступлением обрезание до совершеннолетия! Лишь вмешательство властей остановило фактическое возрождение гонений на верующих под предлогом защиты прав их детей.

Читайте подробнее: Мусульманам и иудеям ФРГ вернули обрезание

На самом деле, ситуация выглядит еще более угрожающей, чем в вышеизложенных версиях. Конечно, можно было бы подумать, что это очередной эпатаж, являющийся визитной карточкой партии ЛДПР. Или же что его писали не слишком искушенные как в политике, так и в здравом смысле люди.

Однако авторы поправки, депутаты С. В. Иванов и И. В. Лебедев (не только зампредседателя Госдумы, но еще и сын Жириновского) — люди весьма образованные. Первый — историк с университетским образованием, второй — дипломированный юрист, кандидат социологических и доктор исторических наук.

В интервью информагенству Islamnews.ru они вполне спокойно изложили свои мотивы. Так, народные избранники вспомнили и обряд заклания барана в мусульманский праздник Курбан-байрам, и разные культы, связанные с нанесением верующими себе ран и увечий — от флагеллянтов-католиков до "хлыстов", секты, практиковавшей не только самобичевание, но и кастрацию своих членов.

Об упомянутом в документе "жертвоприношении" Игорь Лебедев выразился так: "Одни удивляются, что мы якобы легализуем человеческие жертвоприношения, а другие возмущаются, что мы якобы запрещаем Курбан-байрам. Так вот, мы ничего не легализуем и не запрещаем. Мы постарались максимально расширить формулировку, чтобы охватить любые возможные обряды, которые способны шокировать простого гражданина. Эти обряды не должны становиться предметом всеобщего обозрения — вот и все. В целом же законодательство РФ разрешает резать баранов "до смерти", а людей — лишь "частично", если иметь в виду, к примеру, обрезание. Но все подобные — разрешенные — действия надо проводить за закрытыми дверьми".

Что ж, и правда, даже в случае, если поправка авторства депутатов ЛДПР станет частью российского законодательства, в нем найдется немало других пунктов, запрещающих убийство людей по любым соображениям. Однако обращает на себя внимание небольшая реплика г-на Лебедева относительно самого понятия "насилие" — а именно, какое отношение это понятие имеет к верующему, если он идет на те или иные действия добровольно. Депутат высказался на этот счет так:

— Вообще-то насилие — это виды действия субъектов по отношению к другой личности, которые влекут за собой одну или несколько форм страдания. Такое определение используется в юридических документах… Верующие некоторых конфессий добровольно позволяют подвергать себя насилию — обрезанию без наркоза. Это, в отличие от резни баранов, сейчас не принято делать публично, слава богу. Но вдруг какие-нибудь сектанты решат устроить шествие с побиванием друг друга кнутом? Как в средние века. И что, каждый раз рассматривать все эти варианты, все эти "невкусные" подробности отдельно? Лучше все подобные "шоу" сразу — заранее — ограничить специально отведенными местами.

Попытка создать универсализм в этом вопросе настораживает больше всего — равно как и используемый здесь термин "насилие". Ведь для обычных людей особых сложностей не возникает. Есть принуждение — значит, есть и насилие. Например, интимная связь между мужчиной и женщиной воспевается поэтами и служит продолжению рода, при этом именуясь любовью. Но если в такой связи есть принуждение силой или угрозой силы — это уже изнасилование, тянущее на несколько лет тюремного заключения.

А вот для юристов (и не только для них) подобная ясность отнюдь не общепринята. Например, в автореферате диссертации "Насилие как составообразующий признак хищений: вопросы уголовной ответственности", изданном в 2008 году в Омске, ее автор Роман Евгеньевич Токарчук излагает самые разные взгляды на проблему. Впрочем, сам он придерживается мнения о том, что насилия без принуждения не бывает, а принуждение — это подчинение другого лица против его воли.

Однако тут же автор приводит и другие мнения. Многие юристы считают, что "причинение вреда здоровью — это определяющий признак насилия" вне зависимости от того, добровольно или недобровольно причинен этот вред. А Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как "преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб".

Читайте также: Священство: из "добрых пастырей" в наемники?

Интересная вырисовывается ситуация, правда? Оказывается, если человек сам себе "наносит ущерб" по собственному добровольному выбору — это тоже "насилие"! Прямо как в Англии, где до конца XIX века спасенных из петли самоубийц выхаживали, а потом вешали уже по приговору суда за преступление против самих себя.

Но прецедент этот был единичным. Иначе к "насильникам" в отношении самих себя можно причислить и спортсменов, выкладывающихся на изнурительных тренировках, и интеллектуалов, ночи напролет думающих над решением научных проблем, и даже героев, бросающихся под вражеские пули ради победы.

Теперь же в западной общественной и юридической мысли заложены фундаментальные основы "общественно-медицинского" тоталитаризма и самой настоящей инквизиции. Возьмем, например, православных, католиков или мусульман. Их человеческая природа просит вкусной мясной пищи в пост или просто пищи в светлое время суток в Рамадан. С точки зрения медицины питание должно быть "сбалансированным и регулярным". Правда, иногда медики допускают разгрузочные дни и диеты, но за предписанием к доктору надо идти, а не к батюшке или мулле. Значит, любой верующий, практикующий такие (и многие другие) заповеди своей религии, совершает насилие над собой. И при этом — вот дурак! — думает, что борется с грехом.

А вот еще весьма многообещающие пункты из современного понимания насилия, изложенные в диссертации Токарчука.

Это "всякое тайное, обманное или с использованием доверия потерпевшего причинение вреда его жизни или здоровью". Вроде и не к чему придраться. Только ведь вера по своей сути — это доверие. А выполнение установлений христианской, да и не только христианской, веры предполагает альтруизм, жертвенность.

Скажем, некий верующий регулярно дает милостыню, отчисляет из своей зарплаты на помощь больным детям, да и на работе и в бизнесе предпочитает не шагать по трупам. В итоге приходится ограничивать себя — он не может поехать на заграничный курорт, купить более удобный дом, навороченный автомобиль. Ну чем не "вред здоровью", и не только собственному, но и своей семьи, из-за отказа от материальных благ в пользу духовных?

Ах, все это добровольно? Ну и что? Вред-то все равно был нанесен. И, потом, если человек занимается "мазохизмом", получая удовлетворение от причинения себе страданий — может, он вообще не в себе? Был же в 70-е годы прошлого века в СССР диагноз "религиозный бред" в рамках вялотекущей шизофрении с легкой руки "корифея" советской психиатрии академика Снежневского!

Конечно, всех верующих подряд в психбольницы с таким диагнозом не помещали — тем более, что вялотекущая шизофрения редко требует госпитализации. Однако при желании власти могли упечь в тюремную психушку любого верующего по причине "обострения" его "болезни" и под благороднейшим поводом возвращения ему здоровья. А также — ради противодействия "насилию", творимому им над самим собой.

Нет, формально в поправках Иванова-Лебедева ни о каком противодействии верующим речь не идет. Наоборот, в "специально отведенных местах" им разрешено все, вплоть до "частичных человеческих жертвоприношений". Однако сама терминология, переименовывающая привычные категории "вера", "обряд", "богослужение" в "насилие над животными и человеком", наводит на невеселые мысли.

Читайте также: Девочки и смерть: свет страшной сказки

Это ж надо договориться до такого — считать насилием обряды "очищения и посвящения", под понятие которых подпадают и Таинства Крещения и Покаяния!

Ведь термин сам по себе — очень сильное оружие. Например, совсем недавно, Госдума приняла закон, в соответствии с которым сотрудники организаций с зарубежным финансированием получили название "агентов". Последние на это очень обиделись.

А теперь практически такую же терминологическую войну (пока только терминологическую?) отдельные политики готовы развязать даже не против Православия, а против религиозности в целом. На основе подходов, принятых на "просвещенном Западе", давно уже ставшем де-факто атеистическим. Что не может не внушать серьезной обеспокоенности ситуацией со скандальной поправкой.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить