Прилично ли христианину любить музыку в стиле рок

Враждебна ли рок-музыка христианству?

Споры о том, прилично ли христианину любить музыку в стиле рок, ведутся по сей день. Нередко критики рока не делают никаких различий между стилями, направлениями и исполнителями, для них вся рок-музыка — "плохая". Чтобы убедиться, что это не так, достаточно познакомиться с творчеством французского музыканта Брюно Пелллетье и рок-оперой "Starmania".

Рок-музыка — удивительное явление в современном музыкальном мире. О нем спорят, его обожают или ненавидят, одобрительно противопоставляют "попсе" или борются с ним — но рок редко кого оставляет равнодушным. Хотя бы потому, что это явление очень широкое, многоплановое, и нет ничего удивительного в том, что тот, кто может заслушиваться песнями группы ДДТ, в то же время не выносит хеви-метал.

Споры о том, прилично ли христианину любить музыку в стиле рок, сейчас вроде бы несколько поутихли. Тем не менее, не прекратились вовсе. Но нередко критики рока, — и чаще всего, увы, это верующие люди, — не делают никаких различий между стилями, направлениями и исполнителями, для них вся рок-музыка — "плохая".

Однако, казалось бы, если в песне главное — содержание, звучание и манера исполнения — какая разница, обычная гитара используется при ее аранжировке или электро? А тем не менее… Рок-аранжировка придает песне нечто очень важное — энергию и силу. А вот уже как эту энергию и силу использовать — дело исключительно авторов и исполнителя. Можно увлечься ощущением этой мощи, раствориться в ней, забывая об искусстве как таковом. Можно упиваться ею до откровенной бессмыслицы и на самом деле до состояния агрессии, а можно — придать музыке наряду с силой уникальность и красоту. Да, рок-музыка может быть очень красива.

В том, насколько может быть хороша и пронзительна подобная музыка, я убедилась, прослушав фрагменты из знаменитой французской рок-оперы "Starmania", созданной композитором Мишелем Берже и поэтом Люком Пламондоном еще в 1979 году.

Читайте также: Женщины: прекрасный пол в Евангелии

Но обо всем по порядку. Наверное, многие помнят, как нас мучили бесконечным повторением по телевидению и радио песни "Belle" из мюзикла Notre-Dame de Paris в довольно неудачном переводе Ю. Кима, в котором припев мега-хита звучал как "Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой". Ничего, кроме этого, большинство из нас, к сожалению, не знает о знаменитом мюзикле. Не знают и о том, что в оригинальной версии спектакля свою лучшую роль — поэта Гренгуара — исполнил знаменитый канадский певец Брюно Пеллетье — "золотой голос Квебека".

Звезда Канады номер один — артист на редкость энергичный и по-хорошему беспокойный. В его репертуаре можно найти песни самых различных направлений — от рок-н-ролла до классики. Так, один из красивейших альбомов певца посвящен празднику Рождества Христова и содержит народные французские песни, популярные песни о Рождестве, классические шедевры с религиозной тематикой, например, Ave Мaria Шуберта…

И все-таки нельзя забывать, что Брюно Пеллетье начинал как рокер, и во многом продолжает оставаться рокером. И именно в рок-опере он создал на редкость волнующий образ — Джонни Рокфора, молодого главаря банды "Черные звезды". Брюно был далеко не первым исполнителем этой роли. Предполагалось, что он пробудет в труппе "Стармании" около трех месяцев, но, как отмечают в его биографии, "певец исполнил эту роль с таким блеском, что контракт был продлен".

Итак, "Стармания"…

Краткое описание гласит: действие "Стармании" перенесено в будущее. Футуристический Монополис — ужасная и пугающая пародия на современное общество, город из стекла и бетона, в котором люди годами не видят солнца, всю жизнь проводя в подземных катакомбах. Но в глубинах всякой системы рождается протест, и его выразителем становится Джонни Рокфор с бандой своих хулиганов…

Как и положено герою мелодрамы, Джонни — бывший неблагополучный подросток, выросший в нездоровой семье, ставший хулиганом, а потом и бандитом из-за хаотичного неудержимого желания бросить вызов бездушному обществу…

"Нет прошлого! Нет будущего!" — выкрикивает Рокфор-Пеллетье после злого смеха, но мы-то уже понимаем, что это лишь игра, защитная маска, отчаянная попытка смеяться над собственными страданиями, что скоро Джонни трепетно, с истинным волнением признается: "Я всегда мечтал встретить ангела. Я родился на свет с криком о помощи". И — как итог: "Мне нужна любовь…"

Читайте также: Женщины: от сотворениямира до Христа

Конечно, он встретит ее, свою любовь — девушку по имени Кристаль, и в дуэте "Любовь с первого взгляда" мы действительно услышим как будто легкий звон чистого и хрупкого хрусталя… Недлинный дуэт завораживает. Завораживает чистотой, мелодичностью, нежностью — истинной жизнью и светом, весной, вдруг наступившей в злом циничном мире из стекла и бетона…

Но если ты, не дождавшись подлинной любви, позволил использовать тебя умной хищнице, если ты с упоением творил зло под ее незримым руководством — наивно ожидать, что это зло отпустит тебя из своих сетей легко и охотно…

Возлюбленную Джонни смертельно ранят, и она умирает у него на руках… О чем поет Пеллетье в это время? О любви, которую теряет его герой? Нет. Юноша наконец прозревает полностью, понимает трагичность и бессмысленность своего существования и тут же познает до конца отчаянную жажду Неба, признаваясь всему миру в своем наивном, но прекрасном желании быть птицей…

Для чего я живу, для чего я умираю?

Зачем я смеюсь, зачем я плачу?…

Я всегда путал жизнь и вымысел.

Я хотел бы измениться.

Я чувствую, как что-то зовет меня.

Зовет меня…

Зовет меня сверху…

И лишь последняя строчка — обращение к любимой: "Спи, малыш, бай-бай…"

Эта песня, "S.O.S. d'un terrien en detresse" ("С.О.С. отчаявшегося землянина"), — песня на пределе возможностей. Нет, дело не в том, что Брюно время от времени переходит с тенора на фальцет на высоких нотах — подобный прием только усиливает экспрессию, и мы слышим нечто подобное завыванию раненого волчонка… Главное — это истинный крик души, крик не самый громкий, но оттого не менее пронзительный, это тоска и невыносимая боль — но боль, ведущая к покаянию… Что станется дальше с брошенным в тюрьму Джонни Рокфором? Как бы то ни было, но вопросы: "Для чего я живу, для чего я умираю, зачем я смеюсь, зачем я плачу" — это не те вопросы, которые, родившись в душе, так просто ее оставляют, не побуждая вновь и вновь к поиску ответов…

Читайте также: "Меланхолия": конец света без Бога

Необходимо подчеркнуть, что если бы не рОковая аранжировка арий мюзикла — создатели "Стармании" не смогли бы добиться сильнейшего эффекта, вызываемого их творением, побуждающего нас переживать вместе с главными героями их падения и прозрения, не смогли бы передать как силу и энергию юного Джонни, так и — по контрасту — его нежность, все еще детскую наивность и жажду иной жизни…

Брюно сыграл Джонни Рокфора около пятисот раз. Как пишут в биографии певца, его исполнение песни "S.O.S. d'un terrien en detresse" просто затмило оригинальную версию в исполнении Даниеля Балавуана. Что неудивительно, потому что Пеллетье — по-настоящему прекрасный, очень одаренный певец с хорошим вкусом. Но он еще и добрый, отзывчивый человек, с богатой внутренней культурой, что делает его пение, по отзыву православного священника Александра Лаврина, "благородным". От Брюно Пеллетье веет одновременно и романтичностью, и мужеством, озорством и какой-то удивительной детской чистотой. Он поет песню "Aime" ("Люби"), в которой отец обращается к маленькому сыну с горячим и светлым призывом:

Знай:

права сильного в мире нет! -

миром правит Любви завет.

Нестерпимой пусть станет боль:

верь —

сила любви с тобой,

и слово храни отца.

Всегда до конца

ты по жизни иди вперед —

но только в Любви обретет жизнь

смысл!

А в песне "Laisser brûler ta vie" ("Пусть пылает твоя жизнь") уже всех нас Брюно призывает гореть сердцем для других людей:

Ты же пламя, что в душе, неси,

и однажды вспыхнув, свет не угаси. Не угаси!

Жизнью всей пылай,

чтоб солнцем жарким стать.

На заре играй лучам его подстать.

Будь огнем земли,

пожаром неба будь,

помни о любви — про ненависть забудь.

Жизнью всей пылай!

Жизнью всей пылай!*

Всей своей творческой жизнью Брюно Пеллетье показывает, что рок, даже не проповедуя о Господе открыто, может вести — к Небу…

* Здесь и далее перевод Марины Кравцовой

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Марина Кравцова
Марина Кравцова — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить