Чем привлекало людей учение, объявившее все материальное творением сатаны?

Катары: недоброе учение "добрых людей"

Недавно "Правда.Ру" рассказывала о крестовом походе против катаров. Средневековые рыцари со всей яростью ополчились на еретиков, называемых "добрыми людьми". Но отчего в сердце Европы вспыхнуло такое жестокое противостояние? Было ли на самом деле добрым учение, проповедуемое противниками Католической Церкви? Что несла в себе ересь "совершенных"?

Мы продолжаем серию статей, посвященных такому явлению, как ересь. Сегодня мы обратимся от загадочного и богатого на разнообразнейшие оригинальные учения Востока к Западной Европе. Как мы увидим, там тоже есть чему поучиться начинающему ересиологу! В этот раз речь пойдет об одной из самых известных ересей — ереси катаров.

Читайте ранее: "Убивайте всех — Господь узнает своих"

Известна эта ересь в первую очередь по страшным историям о крестовых походах, а также благодаря всевозможным сказаниям о мистических тайнах катарской Церкви. В последнее время стало популярным представление, что катары, а также и тамплиеры, являлись Церковью потомков Иисуса Христа, в противоположность "обычной" Церкви, основанной всего лишь Его учениками.

Сами катары, наверное, весьма повеселились бы, узнав такую версию. По их учению, у Христа никак не могло быть потомков — хотя бы потому, что Он являлся бесплотным существом, имевшим лишь призрачное тело. Да и не стал бы благой и добрый дух мараться, занимаясь созданием плотских потомков — ведь само деторождение и продолжение рода угодны отнюдь не Богу, а Его врагу.

Катары как раз таки считали себя продолжателями дела апостолов, учеников Христовых. Слово "катар" означает "чистый, очищенный". Впрочем, так их называли католические оппоненты, а сами себя еретики именовали скромно — "добрые христиане" или "добрые люди".

О ереси катаров, или альбигойской ереси, написано множество книг. Но несмотря на пристальный интерес к явлению катаризма, его происхождение остается неясным. Средневековые католические борцы с ересью с изумлением узнали в катарах древних еретиков-манихеев, о которых читали в трудах Отцов Церкви. Но даже при всей схожести доктрин европейские катары слыхом ни слыхивали ни о каком пророке Мани, обращались только к текстам Нового Завета и христианским апокрифам, а из молитв использовали не многочисленные манихейские гимны, а преимущественно "Отче наш".

Читайте также: Ересь богомилов: средневековое фэнтези

В современных работах, напротив, катаров изображают явлением чисто христианским, этакой первой Реформацией, попыткой вернуться к идеалам апостольского века. К сожалению, этот радужный подход к катаризму совершенно не способен ответить на вопрос, откуда у "чистых" взялась совершенно чуждая раннему христианству доктрина дуализма, учение о дьявольском происхождении материального мира, ненависть к браку и деторождению.

Скорее всего, гностические идеи о эфирном теле Спасителя, неприятие материального мира, учение о двух началах — добре и зле, непризнание Ветхого Завета проделали очень интересный исторический путь. Как известно, основатель манихейской ереси вырос в общине гностиков. Позже в Армении идеи манихейства породили ересь павликиан, попытавшихся привить основные принципы учения Мани на христианской почве. Разгромленные Византией и переселенные в другую часть империи павликиане дали импульс ереси богомилов, а те в свою очередь отправили своих проповедников в Европу.

На Западе на тот момент в религиозном плане сложилась вполне революционная ситуация. Не только высшее духовенство, но зачастую и простые священники отнюдь не являли собой образец христианских добродетелей. Латынь была непонятна простым верующим. Церковные обряды, оторванные для большинства верующих от своего изначального смысла, превращались в обычное язычество, становясь непреодолимой стеной между человеком и Богом.

А вот вкус к христианской религиозности у людей, даже самых простых, уже был привит. Великие просветители европейских народов, от апостола Павла до Кирилла и Мефодия, потрудились не зря. Именно поэтому не какие-нибудь богословы-реформаторы, а самые обычные крестьяне и ремесленники не дали средневековой Церкви превратиться в очередную разновидность язычества, где отношения с высшими силами строятся по принципы "ты мне — я тебе".

Читайте также: Манихейская ересь:компотизрелигий

В людях уже жила глубинная потребность в личных отношениях с Богом. Люди хотели видеть не жрецов, а добрых пастырей, и никакими анафемами их было уже не убедить принять за пастырей волков в овечьих шкурах. Люди в основной массе своей еще не осознавали, что святость — призвание каждого человека, но очень хотели видеть перед собой примеры святости и евангельской чистоты. Они грешили, пытались как-то оправдаться, но уже четко понимали, что грех есть грех, а вовсе не добродетель.

На эту почву упали семена ереси "добрых людей".

Человеку, воспитанному на рассказах о суровых аскетах прошлого, об их борьбе с помыслами и страстями, было не трудно принять учение, согласно которому весь материальный мир — порождение злого существа, а отнюдь не благого Бога. Ведь если наше тело тоже сотворено Богом, то зачем так героически преодолевать его, тела, потребности? Церковное понимание, согласно которому мир изначально прекрасен и благ, но полностью "завязан" на своего царя — человека и искажен в результате грехопадения, на практике оказывалось слишком сложным. Манихейское противопоставление материального и духовного объясняло все гораздо нагляднее.

Поэтому катары требовали от своих "совершенных" абсолютной чистоты. Им запрещалось не только вступать в брак, но даже прикасаться к лицам противоположного пола. Пища была только вегетарианской, вино было запрещено. Основная же масса катарских верующих так и называлась — просто "верующие". При виде совершенного они должны были простираться ниц, словам совершенных они внимали беспрекословно. Воистину, новая ересь стала великим соблазном как для сильных духом людей, так и для слабых, жаждавших утешения и желающих видеть подле себя образцы подлинной святости. "Совершенные" очень старались быть совершенными. Никакое вино и материальные блага не могли заменить для них благоговейного почитания сотен тысяч верующих. Сами же "просто верующие" получили то, что хотели — подле них были живые святые, а перед смертью все их грехи могли быть омыты особым обрядом consolament.

Читайте также: Офиты: поклонники Змея и почитатели Каина

"Легенда о великом инквизиторе", рассказанная Федором Достоевским, воплотилась в совершенно конкретных формах новой религии.

Можно много и вполне обоснованно рассуждать о жестокости Альбигойского крестового похода, инициированного Папой Иннокентием III. Катары не были ни злодеями, ни убийцами, не приносили человеческих жертв и не планировали священную войну для покорения всего остального мира. Но если посмотреть на человеческую цивилизацию не просто как на совокупность людей, а как на целостный организм, нельзя не увидеть, что мир, порожденный катарской ересью, был бы совершенно другим.

Христианская и катарская доктрины были совершенно непримиримы и не смогли бы существовать в рамках одной цивилизации. Европейская цивилизация, в основе которой лежало бы понимание всего видимого мира как творения сатаны, была бы абсолютно иной. Едва ли бы она оказалась лучше той, которая была порождена любовью и приятием мира, Божьего творения, человеческого тела, семьи и создания новой жизни.

Довольно наивно обольщаться чистотой и искренностью катарских совершенных — в основе любой новой религии стоят искренне верующие принципиальные люди, но очень быстро их место занимают иные. На самой хорошей религии вскоре начнут паразитировать непорядочные дельцы — возможно даже, чем лучше религия, тем активнее на ней будут паразитировать.

Читайте также: Гностицизм — ересь, не дающая миру шанса

Важно то, какой заряд несет само учение, какой образ Бога, человека, мира формирует та или иная религия. Ересь катаров делала Бога далеким, оторванным от мира, от живого человека с его реальными потребностями. Мир полностью отдавался на откуп сатане. Люди делились на две духовные касты, и обязанностью одних было послушание другим и почитание их.

Нетрудно догадаться, какой мир маячил в перспективе. Альбигойский крестовый поход был той войной, победа в которой одной из сторон навсегда бы изменила лицо человеческой цивилизации.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Афанасий Савельев
Афанасий Савельев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *