Правда ли, что атеисты стран Запада счастливее "отсталых" верующих?

"Несчастные" верующие и "счасливые" атеисты

В народе бытует мнение: мол, верующие — несчастные люди, которые подались в религию из-за невзгод и вынуждены во многом себя ограничивать, а вот атеисты счастливы. Кто счастливее — верующие или атеисты? Зависит ли счастье от доходов и социальной защищенности? На эту тему есть множество как откровенных спекуляций, так и серьезных исследований.

Дискуссии вокруг связи счастья и религии — дело не новое. Надо отдать должное авторам очередного исследования, социологам и психологам — они, снисходительно похлопав верующих по плечу, признают, что последние и впрямь бывают счастливее своих атеистических сограждан. Но только там, где число религиозных людей является если не преобладающим, то заметным.

А вот в странах с преобладанием атеистических настроений авторы исследования обнаружили противоположную картину — "безбожники" гораздо счастливее. И вообще, самые счастливые нации (опять же, согласно таким публикациям) живут в традиционно атеистических (и таких же традиционно социалистических) странах Европы — это датчане, норвежцы, шведы и голландцы, уступающие по приверженности атеизму разве что эстонцам.

Читайте также: Так все-таки смеялся ли Христос?

Религиозность, отмечает доктор философии и психолог Найджел Барбер, сильно страдает от уверенности человека в себе. Жители развитых стран счастливее просто потому, что их качество жизни лучше. Ключевой фактор здесь — уверенность в том, что ты доживешь до глубокой старости без страха перед нищетой. Поскольку человек уверен в своем благополучии, религия как средство, помогающее лучше сносить тяготы жизни, ему просто не нужна.

Почему же в список "и разных прочих шведов" (как писал о таких европейцах Владимир Маяковский) не попала самая богатая страна западного мира — США? Да, в общем-то, понятно, почему — богатство там связано с одним из самых либеральных (в смысле — антисоциальных) типов экономики. Достаточно сказать что до критикуемой американскими "правыми" медицинской реформы президента Обамы несколько десятков миллионов американцев практически не имели доступа к самой передовой (но и самой дорогой) системе здравоохранения страны.

Тоже самое можно сказать и про жизнь в Америке в целом. Ее уровень может намного превышать среднеевропейский — но для его и достижения и поддержания надо крутиться как белка в колесе. Другое дело — квазисоциалистические государства Старого Света, где высокие налоги перераспределяют общественное богатство и позволяют безбедно существовать большинству граждан, не желающих вкалывать изо всех сил.

Отсюда — высокий уровень счастья у европейцев. Дескать, зачем им мечтать о Царстве Небесном, если оно и так почти что в кармане в виде высоких зарплат, низкой безработицы, достойных пособий, бесплатной медицины и отличного социального обеспечения? Ну, а отсутствие опасений в том, что тебя накроет военный конфликт, и в самой-то Америке достаточно низок — после того, как на фоне антивоенных протестов времен Вьетнама там заменили обязательный призыв профессиональной армией.

Вот и рисуется, по мнению цитированных социологов и психологов, мечта советских "борцов с религиозными предрассудками". Якобы религия исчезнет, как только общество решит животрепещущие проблемы, которые одни заставляют обращаться к "опиуму для народа".

А вот в США, где такие проблемы не решены, люди в в погоне за утешением к религии и прибегают. Но, по мнению психолога Чейун Лим из Висконсинского университета в Мэдисоне и его коллеги Роберта Патнэма, никаких "сверхъестественных" причин этому нет. Верующих делают счастливее не их отношения с богом, утверждают авторы исследования, результаты которого были обнародованы в 2010 году. Радость набожным людям приносит общение с единомышленниками. Это относится и к католикам, и к мормонам, и к мусульманам, и к представителям всех остальных конфессий. "Удовлетворенность жизнью почти полностью зависит от социального аспекта религии, а не духовного", — заключают ученые.

Отсюда недалеко до другого вывода: раз в религии важны лишь социальные отношения, значит, достаточно заменить их чем-то мало-мальски работающим — и религия исчезнет как анахронизм. Тем более, что последнее столетие показывает изумительное многообразие всевозможных "клубов по интересам" — от филателистов и собаководов, до членов политических партий и обществ "анонимных алкоголиков".

Что ж, выводы ученых, достойных представителей постхристианской науки, вполне ясны. Хорошо еще, что они не призывают "отринуть устаревшие формы коллективной психотерапии" в виде религии в пользу более "эффективных". Очевидность последнего, впрочем, и так должна быть ясна для любого логически мыслящего человека — после прочтения соответствующих писаний.

Вот только есть большое сомнение в научной достоверности этих выводов. Хотя быпотому,чтоонизиждутсянанедостоверных предпосылках. Ведь как (и кем) определялся уровень счастья среди народов мира? Оказывается, очень просто — на основании социологических опросов. Опрашиваемым задают вопрос: "Вы счастливы?" — и делают вывод об уровне счастья среди этой группы населения.

Чтобы понять всю смехотворность такого подхода, можно привести следующий пример. Это как уровень здоровья граждан той или иной страны будет определяться исключительно по субъективным ощущениям последних.

Между тем, ощущение здоровья и его истинное наличие, как говорят в Одессе — "две большие разницы". Можно неплохо себя чувствовать и при повышенном давлении, и при начальных формах диабета, и при множестве других заболеваний — при условии их "компенсации". Собственно, именно такая компенсация и провоцирует многих людей к наплевательскому отношению к здоровью — отказу от профилактических осмотров, регулярных курсов лечения, оптимизации режима труда-отдыха и т. д. Но для получения данных об истинном положении вещей в том же здоровье необходим не опрос, а медосмотр с измерением артериального давления, анализами крови, данными инструментального исследования.

Читайте также: Пост в душе: единство телесного и духовного

Одним словом, делать выводы о важном явлении исключительно по субъективным мнениям опрошенных уместно далеко не всегда. В полной мере это касается и здоровья психического — на котором, собственно, и зиждется ощущение счастья.

Между тем, в научном мире уже несколько лет известны весьма показательные данные, полученные инициативной группой по исследованию глобального психического здоровья из Гарвардского университета и специалистами Всемирной организации здравоохранения. Работа велась длительное время, было обследовано почти 90 тысяч человек во многих странах мира. А целью было определение распространение большого депрессивного расстройства (БДР, она же - клиническая депрессия) в разных регионах.

Данные получились довольно неожиданные — и, кстати, абсолютно несовместимые с цитированными выше. Особенно в пункте о "счастье обеспеченных атеистов" из европейских "почти социалистических" стран. Достаточно сказать, что превозносимая до небес "счастливая" Голландия заняла первое место (33 процента) по распространению БДР среди развитых стран Запада, обогнав даже США с их 30 процентами и вполне "социалистическую" Францию с 32 процентами.

"Счастье" других "уверенных в себе" атеистов, из Швеции, не менее убедительно иллюстрируют скупые цифры данных временной потери нетрудоспособности, в просторечье — больничных листов. Так, в 2006 году нетрудопоспособность составила 13 процентов (абсолютный мировой рекорд) — из которой всевозможные невротически-психологические диагнозы составили от трети до 40 процентов. Жалобы — усталость, депрессия и прочее подобное. Неудивительно, что процент регулярно употребляющих антидепрессанты европейцев и американцев временами доходит до трех четвертей населения. Впрочем, особого противоречия в этом нет — ведь ученые оценивали лишь "большую депрессию", а есть еще ее более щадящие формы, для борьбы с которыми люди и вынуждены принимать всякую "дурь"

В целом же уровень депрессии в развитых странах составил 28 процентов. Самые низкие показатели оказались у относительно религиозных наций — израильтян и итальянцев. И куда лучшие результаты показали жители стран со средним и низким уровнем дохода — особенно Украина и Южная Африка — там "депрессирующих" всего по 17 процентов.

Читайте также: Почему европейская молодежь идет в ислам?

Так что выводы цитированных в начале статьи социологов и психологов назвать убедительными нельзя хотя бы из-за их сомнительных предпосылок. На самом деле, уровень депрессии высок во всех развитых обществах — независимо от их "социализма" или "либерализма". Просто бороться с ней можно по разному. Где с помощью религии, как в США — где с помощью легких (и не очень) наркотиков, как в той же Голландии. Правда, успех религии в странах, которые де-факто давно перешли на рельсы атеизма, как в той же Америке, тоже выглядит сомнительным

Согласиться с важностью социальных связей в религиозных группах, безусловно, можно. Зачем "ломиться в открытую дверь" — если сам Христос сказал, что "если двое или трое собраны во имя Мое — там и Я среди них"? И вообще, за исключением отшельнического подвига, Церковь приветствует дружеские отношения между своими членами, общую молитву и т.д. Просто при этом верующие понимают: их любовь друг к другу имеет источник в Любви Божественной. А секулярные представители науки последний тезис отвергают. Отчего и делают выводы, не выдерживающие серьезной критики, основанной не только на религиозных, но и на общенаучных предпосылках.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить