В Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по готовности олимпийских объектов

Сочи: за полгода до олимпийского старта

2014 год в России открывается важнейшим спортивно-политическим событием — зимней Олимпиадой. С того момента, как в 2007 году было решено проводить ее в Сочи, подготовка праздника спорта сопровождалась интригами и скандалами. Вспомним хотя бы опасения известного олигарха Владимира Потанина: не провалить бы стройку… Какова ситуация за полгода до старта?

Недавние исследования МВД РФ поставили на первое место по коррупционноемкости завершившуюся строительные работы по подготовке саммита стран Тихоокеанского региона во Владивостоке. На втором — подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи. Несколько сменившихся руководителей Олимпстроя, мэров Сочи, уголовные дела в отношении крупных бизнесменов, от частного капитала привлеченных к строительству олимпийских объектов. А главное — десятки миллиардов рублей, вложенных в Олимпиаду, уже обеспечили сочинским стартам своеобразную славу.

Читайте также: Стремительным домкратом по Олимпиаде

За полгода до открытия Олимпиады — а будет это 7 февраля 2014 года — в Сочи под председательством премьера Дмитрия Медведева прошло представительное совещание на котором обсуждали готовность олимпийских объектов. К управленческим мероприятиям такого уровня готовятся тщательно, и, как правило, используют трибуну для доклада об успехах. Это закон карьерного роста для высших чиновников. Проблемы, если они есть, обсуждают кулуарно.

Потому вызывает тревогу тот факт, что руководитель правительства РФ выразил острожное сомнение в предоставленных ему данных о степени строительной готовности многих объектов. Буквально было сказано следующее: "По некоторым объектам, во всяком случае, в Имеретинской долине, есть ощущение того, что они выглядят еще не в 85-процентной готовности, как это обычно нам докладывают." Серьезный сигнал: ведь оставшиеся 15 процентов строительно-монтажных работ приходятся, как правило, на сложное оборудование и пусконаладку, малейший сбой в проведении которых ставит под угрозу запланированный ввод объекта в строй со всеми вытекающими последствиями.

Другая болевая точка — размещение гостей Олимпиады. Расчетная потребность — 90 тысяч гостиничных номеров в сутки. Общий фонд — около 41 тысячи плюс корабли и дома. При этом пока прошли необходимую классификацию 531 гостиница, 32 тысячи номеров. По словам Дмитрия Козака, курирующего в правительстве проведение Олимпиады, сегодня не хватает нескольких тысяч номеров для гостей Сочи, при том, что спортсмены и временный персонал будут гарантированно размещены. Несколько тысяч — цифра, не совсем понятная для принятия решений, тем более, что закрыть нехватку номеров в правительстве рассчитывают, привлекая "знаменитый частный сектор Сочи". Если это бабушки и предприимчивые жители Сочи, известные с советских времен, то дело может закончиться скандалом: такое жилье может соответствовать высоким олимпийским стандартам лишь по цене, но не по комфорту и удобствам, на которые вправе рассчитывать гости Олимпиады.

Что же со стройкой в целом? Большинство объектов, как заявил Дмитрий Медведев, введены в строй, а на многих уже проводятся официальные соревнования. Непонятно, правда, какое конкретно число сооружений готово, и сколько объектов пока не в графике. Завершается создание дорожной и энергетической инфраструктур, при том, что есть проблемы с ремонтом и расширением автодорог и улично-дорожной сети. Заменено 700 километров кабеля, обновлены 413 трансформаторных подстанций. Энергетики близки к тому, чтобы выйти на уровень мощности в 1177 мегаватт, которая, согласно требованиям МОК, необходима для обеспечения бесперебойного энергоснабжения.

Определено и будущее олимпийских строек: 162 здания и сооружения, в том числе 77 объектов коммунальной инфраструктуры передадут в собственность Краснодарского края.

Читайте также: Гостей Сочи-2014 оградят от вин и грибов

Интересно, что вводятся специальные временные изменения в правила дорожного движения и сетку штрафов за их нарушение: 5 тысяч рублей за выезд на олимпийские полосы движения, 3 тысячи рублей за въезд в город иногороднего транспорта и 3 тысячи за неправильную парковку.

Помимо строительно-организационных дел в Сочи обсуждали и церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр. Намечены оригинальные решения: к примеру, транспортировка олимпийского огня на Северный Полюс. С Роскосмосом подписано соглашение о том, что олимпийский факел будет запущен на орбиту и выйдет в открытый космос. Надо надеяться, что удастся избегнуть судьб "Протонов"…

Совсем скоро, 29 сентября, в греческой Олимпии зажгут олимпийский огонь. 6 октября факел прибудет в Москву и начнет самую продолжительную в истории олимпийских игр эстафету: 123 дня, 65 тысяч километров через три тысячи населенных пунктов. Сейчас можно констатировать, что не оправдались мрачные прогнозы по поводу способности России организовать и провести это глобальное спортивно-политическое мероприятие. При всем невеселом криминально-коррупционом фоне, четкая система централизованного планирования и государственная воля, не забытые со времен Московской Олимпиады, дают ощутимые результаты: всего за семь лет, по существу, построен новый Сочи, современнейший город-миллионник.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Последние материалы