12 миллиардов нужно на внедрение услуги по сохранению номера сотового

Услуга по переносу номера ищет спонсора

Обязаны ли платить россияне, путешествующие от одного сотового оператора к другому, за услугу по сохранению личного номера? Этот вопрос стал яблоком раздора между сотовыми операторами и Минкомсвязи. Бизнесмены готовы осваивать новую услугу с учетом ее окупаемости. А ведомство грудью стоит за абонентов и разрабатывает поправки к закону "О связи".

И действительно, вопрос этот весьма неоднозначный. Позиция сотовых операторов России безупречно ясна — ввод услуги по сохранению номера абонента (Mobile Number Portability) в нашей стране обойдется 12 миллиардов рублей. И вложения в данный процесс должны окупаться. На данный момент операторы хоть и выразили готовность внедрить новшество на рынок, однако желающих финансировать проект пока не отыскали. А теперь, после того, как Минкомсвязи заявил, что услуга таковая в нашей стране должна быть бесплатной, желающих вдохнуть жизнь в новую затею и днем с огнем не сыскать. Теперь все участники истории безмолвно смотрят на федеральный бюджет…

Читайте также: Оператор и абонент: счастливы вместе?

"Что касается платности или бесплатности этой услуги, здесь, наверное, надо понимать следующее: для того, чтобы реализовать ее технически, надо понести определенные затраты. Затраты там составляют, по разным оценкам, от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов. То есть, вопрос в том, кто эти затраты будет нести. Если затраты будет нести государство, то тогда государство будет решать — платно или бесплатно они будут это делать", — приводит газета "Коммерсант" заявления директора по связям с общественностью компании "Мегафон" Петра Лидова.

Логика понятна, но ведь негоже каждому участник рынка руки совать в госбюджет! Как бы то ни было, чиновники ответственно заявляют, что граждане за услугу платить не должны, потому что смена оператора происходит не из-за переменчивого настроения абонентов, а из-за неудовлетворенности качеством предоставляемых услуг. И клиент не обязан платить за оплошности сотового оператора.

Инициатива о внедрении новой услуги на рынок страны была встречена министерством с воодушевлением, поскольку, по мнению чиновников, это может простимулировать конкурентную борьбу среди российских сотовых операторов. Они вынуждены будут больше заботиться о качестве своих услуг. Загоревшись этой идеей, чиновники взялись продумывать детали — такие, как количество возможных переносов личного номера конкретного абонента другому оператору, создание базы данных переносимых номеров и прочие "тонкости" процесса.

Пока чиновники увлечены "сочинением" терминов, которые позволят ввести в российскую действительность новую услугу, вопрос о финансировании проекта остается открытым. Эта недомолвка вызывает у экспертов опасение, что оплата проекта ляжет на плечи абонентов. Раз от властей инициативы "раскошелиться" не поступило сразу, то, по-видимому, это придется сделать самим участникам мобильного рынка. При таком раскладе это сразу отразится на тарифах для абонентов в сторону их роста. И единственный момент, который может несколько успокоить волнения среди граждан, заключается в том, что повышение тарифов может стать временным явлением.

Как полагают эксперты (а возможно, и чиновники), с ростом конкуренции на рынке сотовой связи, который в идеале должен быть зафиксирован после внедрения новой услуги, стоимость тарифов будет падать. Однако до того, как мобильный рынок станет стабильным, положение абонентов будет весьма противоречивым. Безупречный плюс будет заключаться в возможности "перебежать" к другому сотовому оператору, не разлучаясь с привычным набором цифр. А минус, по-видимому, будет заключаться в том, что оплачивать эту услугу абонентам все же придется. Только происходить это будет сложным и извилистым путем. Не исключено также, что платить придется даже клиентам, довольным услугами своего оператора донельзя.

Читайте также: Столицу накроет бесплатный Wi-Fi

К слову, базу данных, над которой корпят сегодня чиновники, тоже кому-то надо будет содержать. И эта ноша ляжет на операторов, которые будут вынуждены делать взносы. Кто именно станет "ответственным" по данному вопросу, федеральные органы собираются определить на конкурсной основе. Как отмечают эксперты, создание базы может обойтись в 300 миллионов рублей, а ее ежегодное содержание — еще в 30 миллионов.

Поправки в закон "О связи" могут вступить в силу с января 2014 года, соответствующий законопроект уже вынесен на общественное обсуждение. Проект предполагает, что абонент получит право в течение трех дней перейти от одного оператора к другому с сохранением номера. Услуга по переносу номеров сегодня действует в 70 странах мира. Первыми странами, позволившими абонентам сохранить свой номер при переходе от одного к другому оператору, стали в 1999 году Великобритания и Нидерланды. Инициатива ввести данную услугу в России поступила в апреле 2012 года от Дмитрия Медведева, занимавшего на тот момент президентский пост. Медведев также настаивал на том, чтобы услуга была бесплатной.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Елизавета Польская
Елизавета Польская — журналист, внештатный корреспондент отдела экономики Правды.Ру
Обсудить