Законопроект о запрете на закупку старых самолетов

Старый Boeing лучше российских двух?

Подержанные лайнеры больше не будут курсировать в небе над Россией? Ужасная трагедия в Казани, к сожалению, далеко не первая крупная авиакатастрофа, произошедшая в нашей стране, заставила депутатов Государственной думы задуматься над законодательным запретом для авиакомпаний закупать старые самолеты. Интересно, на чем тогда мы будем  летать?

Авиакатастрофа, произошедшая в международном аэропорту "Казань" стала не просто каплей в море, а той самой последней каплей, которая заставила общественность всколыхнуться. Новость о том, что разбившийся Boeing-737 эксплуатировался 23 года, сразу внесла ясность для россиян насчет причины крушения. По крайней мере, еще до расшифровки бортовых самописцев, найденных на месте катастрофы, граждане ополчились против авиакомпаний, негодуя, сколько еще должно погибнуть людей, чтобы Россия перестала закупать полуразваленные самолеты за рубежом?

"Если уж сыну президента не досталось нормального самолета, что говорить о других пассажирах, в каком вообще состоянии авиапарк — страшно подумать", — удивляется пользователь "ЖЖ" laragull

"Разве это дело? Использовать самолеты, которым уже на свалку пора. Что ни говорите, но новые самолеты не падают. Точнее падают гораздо реже, и у них ничего не замыкает, двигатели не отказывают, запчасти не отваливаются, — уверен resvon.

"Может хватит экономить на собственных клиентах и жителях собственной страны? Запустите Онищенко, пусть запретит покупать самолеты старше 15-20 лет", — предлагает тот же пользователь.

"Наверняка все спишут теперь на летчиков. А износ самолета пустят по боку, чтобы компанию отмазать", — предположил дальнейший вариант развития событий пользователь exetras

Однако участия уважаемого Геннадия Григорьевича не понадобилось, да и депутаты Госдумы проявили необычную прозорливость и выдвинули идею законодательного запрета на покупку лайнеров возрастом старше 10 лет. Инициатива выглядит замечательно и, по сути, удовлетворяет требованиям российских граждан. Одна беда: согласно поговорке, там, где закрывается одна дверь, открывается другая, однако в случае с гражданской авиацией России вторая дверь может просто не открыться. Потому что совершенно непонятно, на каких самолетах будут летать россияне, если не на старых Боингах и Аэробусах, которые давно уже стали привычным авиатранспортом в российской действительности.

Вариантов, впрочем, не так много: либо авиакомпаниям будет предложено приобретать новые иностранные самолеты у тех же американцев или европейцев (что дорого!), либо обратиться к российскому авиапрому, плоды (а вернее один плод) которого пользуется популярностью в жаркой дружественной Мексике. Речь идет, конечно же, о знаменитом лайнере Sukhoi Superjet, разработанном Объединенной авиастроительной корпорацией и с юных лет зарекомендовавший себя как самолет небезопасный (жесткая посадка в Исландии). Вопрос, насколько он лучше стариков-Боингов, пока остается открытым. Попробуем разобраться, сколько у нас еще новых самолетов, уже поступивших в эксплуатацию, помимо названного "Сухого"?

"Сегодня отечественная авиационная промышленность выпускает самолеты размерностью от 75 до 100 кресел из региональных самолетов, это АН-148 и Sukhoi Superjet-100, а также самолеты большей размерности, от 160 до 230 кресел — самолеты семейства ТУ-204. Кроме того, во второй половине нынешнего десятилетия, ориентировочно к 2017 году, должен появиться самолет МС 21, который по своим экономическим характеристикам будет превосходить все существующие аналоги, в том числе и зарубежные, — рассказал "Правде.Ру" Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт", — Если же говорить об уровне безопасности той или иной машины, то единственными критериями является наличие сертификата типа, который указывает на то, что конструкция самолета в полной мере отвечает всем требованиям, предъявляемым авиационными властями к гражданской технике".

По-видимому, требования к безопасности приобретаемых авиакомпаниями самолетов необходимо ужесточить, а также ужесточить контроль за своевременным ремонтом лайнеров и поддержанием их в состоянии технической исправности. "Ограничения какие-то ввести — это правильное решение, — заметил в беседе с "Правдой.Ру" пилот гражданской авиации Олег Башмаков, — Допустим, по ресурсной составляющей, или по году выпуска машины. То есть, здесь надо идти от того, что машина может служить и должна служить. Основной вектор — это безопасность для людей".

И здесь важен вопрос сервиса — даже новый самолет не сможет исправно и долго работать без соответствующего обслуживания. При этом если самолеты отечественного производства ремонтируются в России, то те же "Боинги" или "Аэробусы" необходимо отправлять на починку за рубеж. А это накладно, тем более, когда судну триста лет в обед. То есть, в случае ответственного отношения авиакомпаний к собственному авиапарку, выгоды приобретения российских самолетов, и финансовые в том числе, очевидны. Для информации, именно благодаря доступному сервису классические модели автомобилей "АвтоВАЗ" долгое время оставались и остаются на рынке. Допустим, это первый стимул к покупке наших самолетов.

Но на этом депутаты не остановились и заявили о намерении подготовить целый ряд мер финансовой поддержки авиакомпаний, эксплуатирующих отечественные самолеты. Так, предлагается предоставлять льготы для авиаперевозчика, взявшего в лизинг новый российский самолет. Правда, льготы ему будут предоставлены не сразу, а в следующий раз, когда он соберется брать судно отечественного производства. По мнению депутатов, это позволит компаниям раз в 5 или 7 лет обновлять свой авиапарк без серьезных финансовых потерь.

Тем временем, эксперты возвращают депутатов с небес на землю, напоминая о том важном факторе, который не позволит им ввести запрет на покупку иностранной авиатехники. "Любые запретительные или оградительные меры, которые ставят барьер доступу на национальные рынки продукции иностранного производства, не только не соответствует, но и прямо противоречит духу и требованиям ВТО, членом которой РФ является.- напоминает Олег Пантелеев, — Кроме того, и это наглядно подтвердила практика уже десятилетий во многих странах мира, любые протекционистские меры, связанные с прямыми запретами, с непомерными таможенными пошлинами, неизбежно приводят к деградации собственных производителей".

То есть, если разобраться, привлекательность запрета на старые воздушные судна весьма поверхностна. Допустим, запретили авиакомпаниям ввозить в страну ветхую авиатехнику, заставили использовать отечественную, которая не блещет по техническим показателям и, по словам пилота Олега Башмакова, вообще не выдерживает конкуренции, какие разговоры пойдут тогда в интернет-блогах? А еще интересней, как заголосит интернет-сообщество в случае, если компании начнут закупать дорогую авиатехнику, что абсолютно точно отразится на стоимости перелетов? Давайте подумаем, сколько мы готовы еще заплатить за свою безопасность?

Кстати, по последним сообщениям, разбившийся в Казани Boeing-737 был исправен. Делайте выводы.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить