Законопроект о налоговых поощрениях аккуратных водителей

Сбросить скорость заставит… экономия

 

На водителей, которые часто нарушают ПДД и становятся виновниками дорожных аварий, высокие штрафы очевидно не действуют. В этой связи депутаты Госдумы подготовили меры экономического характера, стимулирующие граждан не нарушать. О том, какие "пряники" ждут аккуратных водителей, в прямом эфире "Правды.Ру" рассказал депутат Госдумы Александр Васильев.

Александр, расскажите о Ваших последних инициативах, предусматривающих стимулирование российских водителей к острожному вождению и ответственному поведению на дорогах.

— У нас есть инициатива, которую мы недавно на Общероссийском народном фронте начали обсуждать, это стимулирование за счет налоговых вычетов. Идея проста: если человек целый год не нарушал правил дорожного движения, у него есть автомобиль, он заплатил все налоги, то он может претендовать на вычет из налога физических лиц, который составляет 13 процентов. Мы примерно рассчитывали, и в нашей инициативе обозначены пределы порядка 15 процентов НДФЛ. То есть при зарплате 30 000 рублей в месяц человек может претендовать на 7 000 рублей по итогам года. Этих денег вполне могло хватить на то, чтобы заплатить страховку, или оплатить транспортный налог. То есть такая довольно-таки активная мера, на наш взгляд, которая направлена на безопасность дорожного движения.

— А хватит ли у государственной казны денег на выплаты водителям, если вдруг большинство пожелает стать образцовыми?

— Сейчас мы не понимаем, сколько у нас автомобилистов нарушает, а сколько не нарушает. У нас есть статистика ГИБДД, в которой очень четко понятно, что у нас есть 20 миллионов прав, водительских удостоверений в Российской Федерации. А за прошлый год было вынесено порядка 60 миллионов штрафов. Получается, что каждое водительское удостоверение, в среднем, получило по три штрафа. Исходя из этого, можно сказать, что у нас нет таких водителей, которые не нарушают. Но, к сожалению, никто не ведет статистики по тому, что у нас нарушает. Кто-то, может, 30 штрафов собрал, а кто-то вообще ничего не собрал. И, к сожалению, такой статистики нет.

И мы хотели бы вообще понять, сколько таких людей. Выделить их и действительно дать им некие налоговые преференции, которые будут направлены на стимулирование сознательного законопослушного поведения человека. То есть это социальное положительное поведение. У государства есть запрос на то, чтобы такие люди были, чтобы они составляли большинство, тогда у нас государство будет правовым. И как раз эта мера направлена на то, чтобы стимулировать, выявить таких людей, которые, может, иногда думают "я сейчас еду, нарушу чуть-чуть, но не попадусь на камеру".

Читайте также: ДТП: Цена жизни — два штрафа за пьяную езду

Просто изменить точку зрения водителя, что он не нарушает все время, и в итоге, он получит "пряник". Потому что у нас много различных инициатив появляется в стенах Государственной думы, которые, в основном, направлены на карательные методы: повышение штрафов, какие-то дополнительные поборы за парковку. Безусловно, это какие-то решает вопросы общегосударственные, но это скорее пассивные действия в отношении безопасности дорожного движения. Чтобы как-то изменить ситуацию и перейти к активным действиям, то стимуляция должна быть немного по-другому устроена.

— Проработан ли в данной поправке какой-нибудь порог заработной платы человека? Если аккуратный водителей, например, окажется топ-менеджером в крупной компании, удар по казне будет значительный…

— Чтобы не было никаких махинаций, мы предусмотрели верхнюю планку — не более 50 000 рублей может быть выплачено по итогам года за езду без нарушений, это примерно равняется месячной зарплате 200 000 рублей. То есть для Москвы, где много состоятельных людей, в принципе, эта меры была бы тоже вполне интересная.

— Сейчас уже начали появляться негативные оценки данной инициативы — люди полагают, что это может стать толчком к бюрократии.

— Механизм на самом деле очень простой. С одной стороны — да, есть противники, которые говорят, что придется давать взятки на дороге, чтобы тебе не выписали квитанцию, но у нас есть система видеофиксации в каждом регионе, которая фотографирует нарушителей. А в Москве есть система, которая фотографирует нарушителей парковки. Есть опять же общественные движения, которые занимаются общественным контролем в плане обеспечения безопасности дорожного движения, фотографируют нарушителя, снимают на видео, и отправляют материалы в ГИБДД.

Поэтому, если человек действительно нарушает и пытается обойти эту меру, можно найти взаимодействие, выход, чтобы его оштрафовали. С другой стороны, чтобы получить, по нашему замыслу, этот вычет, особенно много бумаг не надо. Справка из ГИБДД о том, что мы не нарушали, декларация в налоговую службу, вместе с этой справкой, с документами на машину. Или, если у человека машины нет, но он водитель, например, автобуса, или водитель, работающий в любой организации, то он предоставляет договор о том, что он водитель в организации, у него нет машины, но он также претендует на этот вычет. То есть мера стимулирует водителей-профессионалов. Поэтому коррупционного фактора нет в данной мере, и на наш взгляд, она довольно сбалансирована.

— Расскажите еще об одной стимулирующей мере, которая, насколько мне известно, касается снижения стоимости полиса ОСАГО для водителей, не нарушающих правила дорожного движения.

— Эта мера была с начала принятия закона об ОСАГО, которому уже 10 лет. И вы знаете, что если вы попали в ДТП, то страховка для вас станет дороже, а если вы безаварийно управляет транспортным средством довольно-таки продолжительное время, то с каждым годом у вас страховка должна становится дешевле. Там есть специальный коэффициент бонус-маус, который по таблице от нуля до 10 лет. Вот сейчас 10 лет исполнилось ОСАГО, этот коэффициент составляет 0,5, то есть полис ОСАГО становится дешевле для этих людей примерно наполовину.

Таких водителей не так много, их число измеряется десятками тысяч, и мы направляли письмо министру финансов, чтобы рассмотреть продолжение этой таблицы, то есть если 11 лет, 12 лет человек управляет безаварийно, почему полис не должен становится дешевле? А он встал только на уровне 0,5 процента. А желательно, чтобы еще через 5 лет, этот полис стоил бы какие-то условные десять процентов.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить