Пересмотра итогов приватизации не будет (Окончание)

Потому что никакой приватизации в России не было

Юридический казус "в натуре"
И для нашей юридической практики столь новаторский процесс, названный почему-то ясным и понятным термином "приватизация", оказался в новинку. Ваучеры были вроде как ценные бумаги, обеспеченные государственной собственностью. Их надо было обменивать на акции, которые должны были, как бы приносить дивиденды, размер которых могли определить новые собственники предприятий, которым эти предприятия должны были достаться в обмен на ваучеры... Я путаюсь и замолкаю на полуслове.

- Если государство выпускает ценные бумаги, оно обязано обеспечивать их ценность, то есть ликвидность. Так? — мой воображаемый собеседник озадачен.

- То-то и оно. Здесь юридический казус, как говорится — "в натуре". У нас и сейчас акции приватизированных предприятий пока еще не стали нормальными ценными бумагами, до сих пор остаются лишь средством в борьбе за куски государственной собственности. За ними гоняются не для того, чтобы получать дивиденды, а для судебных решений и силовых захватов. Следовательно, это не акции и не ценные бумаги, а что-то совершенно до сих пор невообразимое.

- Простите, сэр! — говорит виртуальный джентльмен. — В вашей российской действительности я не компетентен. Разрешите откланяться.

Я, конечно, разрешаю. Но продолжаю спор с самим собой.

Лжеприватизация ведет к экспроприации
Как же быть? Мы создали какую-то безвыходную ситуацию, когда государственная собственность находится в ведении олигархов, которые УСЛОВНО именуются собственниками, а НА САМОМ ДЕЛЕ собственниками не являются. И в то же время, выкупить у них заводы не получится. Во-первых, они не хотят их продавать. Во-вторых, какую цену платить? Или поступить с ними так же, как поступили гайдаровцы с вкладчиками сберкасс? Мол, извините, ваши деньги обесценились, а компенсацию вам выдадим через десять-двадцать лет. Но это уже экспроприация, а мы, вроде как, решили обойтись без революций и гражданских войн. Наконец, даже национализировав предприятия, придется создавать вновь госминистерства со всеми бюрократическими последствиями.

Думал я думал над этим противоречием и подумал: а почему это я блуждаю, как шахматный конь, кругами по двухцветному полю? Или собственность государственная — белая и сверкающая, или собственность черная и коварная — частная и акционерная. Это ведь тоже все условные наименования для экономических форм, которые — ой как изменчивы.

Может быть, на наших глазах зародилась некая новая форма собственности? С одной стороны, она вроде как уже не государственная — то есть ни министерствам, ни правительству не подконтрольна. Но и "пакеты акций", которыми владеют олигархи — тоже не аргумент: что это за ценные бумаги такие, откуда они взялись? Реальными деньгами и ценностями они никогда обеспечены не были, а при их запуске в оборот баланс в экономике не нарушился только потому, что одновременно с этим обесценивались вклады населения — символы овеществленного труда миллионов простых людей.

Более того, даже та прибыль, которую потом дали приватизированные предприятия за десять прошедших лет, даже она не капитализировалась, а была уведена в оффшоры и осела за границей. Кстати, потому и была "уведена", что псевдовладельцы прекрасно понимали: раз завод фактически не мой, то с чего это я буду тратить на него деньги, которыми сейчас могу распоряжаться, как хочу?

Правообладатели "на доверии"
Как ни верти, новые отношения собственности, которые сейчас сложились в России — это НА САМОМ ДЕЛЕ что-то ранее не виданное. Ну, и прекрасно! Мало ли чего раньше не бывало, апотом появилось. Было время в "цивилизованных странах", когда там и про акционерные общества никто ничего не знал: потом закрепили в законе экономический факт — и все заработало на благо всех. Таким образом, нам сейчас в России XXI века надо просто обозначить эту, так называемую "олигархическую собственность", новым экономическим термином и ввести законодательные меры, устанавливающие правила ее функционирования.

Можно, например, сделать так. Все крупные заводы, индустриальные средства производства, созданные за 70 лет социализма — обозначим как НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. Установим, что основной капитал таких предприятий — это совсем не акционерный капитал, то есть он не может принимать акционерную форму и быть предметом купли-продажи. Статус у олигархов определится не как у владельцев собственности, а как у правообладателей — "по доверенности", в "бессрочный траст", в "селенг" и т.п.

Это право управления национальными предприятиями можно четко прописать и закрепить в законе: дали тебе порулить, но — будь любезен — соблюдай правила вождения, проходи обязательный техосмотр и проверку на вменяемость. В качестве правил можно, например, законодательно задать пропорции, в которых распределяется прибыль — так, чтобы часть ее в обязательном порядке шла на развитие, часть — на достойную заработную плату рабочим, а некоторая часть распределялась и в карман правообладателей.

Вы, господа, можете ее и в западных банках хранить, если хотите. (Впрочем, "хранение в западных банках" в любое время можно счесть и аналогом "пьянства за рулем".) И, конечно же, правообладание должно быть без наследования: национальные предприятия остаются общенациональным достоянием, как, например, вооруженные силы страны или учебные заведения.

Примерно, так я и рассуждал, а виртуальный джентльмен, внезапно появившись передо мной, поддакивал с акцентом. Ну, фантазировать дальше не буду. Надеюсь, уважаемые читатели, основную мысль мою вы уже поняли.

Эффективный ритуал для вороватых управляющих
Итак, российский олигархический капитал — это новое явление в мировой истории, и его законодательное оформление должно быть определено по-новому. Бессмысленны споры: национализировать приватизированную госсобственность или же оставить ее в руках нынешних псевдовладельцев. Они ведь и управлять ею в своем нынешнем статусе толком не могут — готовы уже сбежать, уступив свои "акции" за бесценок западным друзьям. И ведь, неровен час, дойдет и до этого — тогда жизнерадостные янки начнут разговаривать с нами уже по-другому. А оно нам надо?

И пока этого не произошло, надо кончать бессмысленные идеологические дискуссии, а просто законодательно определить новые экономические отношения — так, чтобы они стали прозрачными и ясными. Хватит маскировать частнособственнической казуистикой то, что НА САМОМ ДЕЛЕ не является частной собственностью.

Истек срок доверенности на "право вождения", надо обсудить в какой форме она может быть продлена и в каких рамках нынешние "как бы акционеры" могут продолжать управлять национальными предприятиями. Думаю, что среди истинных ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ найдутся разумные головы, способные понять, что другого пути нет. А для других, не столь понятливых есть устоявшийся разработанный ритуал: повестка в Генпрокуратуру, маски-шоу в офисе, заведение уголовного дела... В общем — чемодан, вокзал, Лондон! Гуд бай!

Павел ПОЛУЯН, Красноярск
Специально для "ПРАВДЫ.Ру"

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/356/11056_oligarchs.html