Украинский автопатриотизм "на постном масле"

Автопрому Украины не позволят себя защитить

В начале апреля на Украине начали действовать новые пошлины на импортные автомобили, 6,5 процентов — на машины с рабочим объемом двигателя от 1 до 1,5 литров, и 13 процентов — на авто с двигателем от 1,5 до 2,2 литров. Однако лоббисты таких мер сильно просчитались — жесткая ответная реакция торговых партнеров заставила Киев пойти на попятную.

13 апреля на Украине начали действовать новые пошлины на импортные автомобили. Весьма немаленькие: 6,5 процентов — на машины рабочим объемом двигателя от 1 до 1,5 литров, и 13 процентов — от 1,5 до 2,2 литров свыше этого уровня. По оценкам импортеров стоимость стальных коней зарубежного производства может вырасти, соответственно, на 8 и 15 процентов. Пока, правда, этого не заметно — дилеры накопили немалые запасы до вступления новых пошлин в силу, но когда они будут исчерпаны…

Указанные протекционистские меры неизбежно будут касаться и автомобилей российских. За исключением тех моделей ВАЗ, которые собираются на Украине — из поставляемых с Тольяттинского завода машинокомплектов. Впрочем, отечески заботливое украинское правительство уже обратилось к импортерам с просьбой "не повышать цены" — то бишь оплатить разницу в налогах из своего кармана.

Впрочем, думается, официальный Киев и сам не очень верит в такую "маниловщину". Причиной всего вышеозначенного, официально, является "защита интересов национальных производителей". А средством такой защиты — повышение цен на импорт, чтобы он стал менее конкурентоспособным. То есть, если импортеры каким-то чудом выполнят фантастическое пожелание Кабмина — то "отечественные производители" просто не почувствуют для себя ни малейшего облегчения.

Читайте также:   Вне Таможенного союза Украина обречена 

Кстати, последний термин не зря взят в кавычки. Лоббисты анализируемого закона без конца апеллируют к российскому опыту защиты ВАЗа во времена разгара экономического кризиса. Но "Лады", по крайней мере, несмотря на все их недостатки, являются автомобилями действительно российского производства. Да и защитные меры в их отношении носили временный характер — основной же упор делался на современные инновации, в том числе с привлечением иностранного капитала. Недаром в числе акционеров завода в Тольятти числится всемирно известная корпорация Рено-Ниссан.

Увы, этого не скажешь о так называемом "украинском" автопроме. Последняя действительно украинская машина, "Славута" (усовершенствованный 4-дверный "Запорожец") сошла с конвейера ЗАЗа летом 2011 года. Официально — потому что на нее якобы не было спроса. Хотя тот же украинский "собес" теперь вынужден закупать для местных инвалидов в полтора раза более дорогие "Сенсы", "Ланосы" со славутовским мотором местного производства.

На самом деле, линия по сборке "Славут" потребовалась руководству Запорожского автозавода для того, чтобы начать производить новый "украинский" автомобиль — ZAZ Forza. Более известный, как изделие китайского автопрома Chery A13 — правда, совсем не по "китайской" цене, больше 10 тысяч долларов за штуку.

Другие выпускаемые АвтоЗАЗом модели столь же "отечественны", как и предыдущие. Даже "Ланос", который реклама производителей гордо именует "народным автомобилем", производится на Украине лишь частично — в виде кузова и кой-каких других деталей. Зато двигатель и коробка передач собирается на заводе Daewoo в… Румынии! Что отнюдь не мешает автомагнатам из Запорожья бороться за права "украинских" рабочих — пусть даже они имеют румынское гражданство. О других "украинских" автомобилях и говорить нечего — их крупноузловая сборка проводится на сравнительно небольших предприятиях из почти целиком импортных деталей.

Столь же плачевное зрелище представляет собой современные изделия украинского автопрома. Тот же Ланос — это ведь слегка рестайлинговый "Опель-кадетт" 1993 года. Да, достаточно надежный, стоящий на ступеньку выше, чем советская "классика" — но в то же время имеющий довольно прожорливый двигатель, да и, вообще, устаревший уже на 4 поколения автомобильной мысли, если считать длительность одного в 5 лет. Между тем, стоимость всего этого автостарья — всего лишь чуть меньше, чем у лоу-кост моделей западного автопрома. Да и цена ВАЗовской "классики" на Украине тоже искусственно завышена — чтобы ее не покупали те, для кого главное — колеса, а не различные навороты.

Неудивительно, что многие украинцы предпочитают более современный импорт защите мнимо-национальных производителей, которые, по совместительству, являются союзниками правящей Партии Регионов. Конечно, на Запорожском автозаводе работает несколько тысяч человек, какое-то количество — у "смежников". Но, наверное, проще было бы найти им другую работу — чем искусственно делать недоступными для потребителя как самые современные западные, так и самые доступные по цене российские автомобили.

Тем не менее, мотивы "пиара" по защите национальных интересов вкупе с желанием пополнить отощавшую государственную казну новыми поступлениями, заставили украинское руководство пойти на повышение импортных пошлин. Не учло оно только одного — вполне предсказуемой негативной реакции торговых партнеров Украины. Тем более, что Россия, защищая свой автопром в годы кризиса, не являлась членом ВТО — в отличии от своей юго-западной соседки. США, страны ЕС уже предупредили Киев, что в случае продолжения линии на протекционистские пошлины на их автомобили они предпримут адекватные меры в отношении украинского экспорта — продукции металлургии, химической промышленности и некоторых других видов.

А такое для Киева, в рамках своей "многовекторности" отказавшегося от взаимовыгодного сотрудничества в рамках Таможенного Союза, и потому вынужденного идти на поклон к МВФ за новыми валютными займами, смерти подобно. Ведь металлургия дает украинскому бюджету почти две трети валютной выручки, "химия" — еще 15 процентов — и при даже небольшом повышении отпускной стоимости на них украинские компании понесут колоссальные убытки. Тем более, что принадлежат они самым крупным олигархам-миллиардерам (и спонсорам Януковича) — в отличии от довольно-таки третьеразрядных по уровню доходов боссов украинского автопрома.

Так что последним, похоже, придется смириться с существующим положением вещей — Кабинет министров уже объявил о срочной разработке нового законопроекта, устанавливающий допустимые по нормам ВТО пошлины на импортные авто в размере всего 5 процентов — независимо от рабочего объема двигателя. Что, впрочем, тоже может вызвать ответные меры, пусть и в рамках дозволенного 5-процентного лимита, со стороны торговых партнеров Украины.

Так что, как это и предсказывали украинские автоимпортеры, пролоббированым их конкурентами мерам суждена очень короткая жизнь. А блицкриг против западного и российского автопрома, задуманный местными автосборщиками, спекулирующими на патриотизме, закончился громким пшиком.

Кстати сказать, лоббисты высоких автопошлин наказали сами себя. Ведь нагнетаемый в обществе в ожидании подорожания ажиотаж подогрел только мартовский спрос на импортные авто на целых 60 процентов. Право, столь разительные показатели роста продаж не смогли бы обеспечить никакие самые "вкусные" акции вкупе с изощренной рекламой. Так что украинским "национальным производителям" остается корить только самих себя. И запомнить, что лучший способ увеличить популярность своей продукции — улучшать ее качество, снижать стоимость, пусть и за счет части своих собственных доходов. А не хвататься за дубинку государственного протекционизма — что чревато болезненным ответным ударом соседей.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить