ЕС и Таможенный союз: особые отношения

Россия настроена на стирание торговых границ между странами ЕврАзЭС и Евросоюзом. Уже говорится о возможном создании зоны свободной торговли, хотя с реализацией идеи связано множество трудностей, признает президент РФ Владимир Путин. Как полагают эксперты, осуществить задуманное было бы проще, если бы не особенное отношение ЕС к Таможенному союзу.

Владимир Путин по итогам саммита Россия-ЕС выступил с предложением создать зону свободной торговли между ЕС и Евразийским экономическим союзом. При этом президент оговорился, что реализация этой инициативы сейчас затруднительна, но в необозримом будущем создание такой ЗСТ было бы очень уместно. "Важно запустить соответствующий экспертный диалог",- заметил Владимир Владимирович и предложил европейцам изучить этот вопрос.

Надо заметить, что инициатива эта оценивается позитивно. Такое сотрудничество было бы выгодно не только членам ЕврАзЭС, но и Евросоюзу. В мире существуют сотни зон свободной торговли, обеспечивающих странам-участницам значительный рост товарооборота. Так, например, торговых барьеров не существует между США, Канадой и Мексикой (Североамериканская зона свободной торговли, или НАФТА); свободно торгуют между собой и прибалтийское страны (Балтийская ЗСТ), восточные страны (Бангладеш, Индия, Лаос, Республика Корея и Шри Ланка), Австралия и Новая Зеландия и так далее. И, конечно, существуют Европейская ассоциация свободной торговли, с которой и ожидает своеобразного слияния российское руководство. В то же время между Россией, Белоруссией, Украиной, Арменией, Казахстаном, Молдавией и Киргизией уже действует договор о свободной торговле (ЗСТ СНГ), подписанный странами 18 октября 2011 года.

"Зон свободной торговли в мире сотни существует, и они выгодны тем, что устраняются торговые барьеры, то есть обнуляются импортные таможенные пошлины и это выгодно обеим сторонам на определенном этапе при определенных условиях. Естественно, прежде, чем такая зона будет создана, ведутся переговоры, — рассказал "Правде.Ру" профессор, преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский, уверенный, что в случае с Европой и ЕврАзЭС до реализации вышеуказанной инициативы достаточно далеко. — Это вопрос не сегодняшнего дня и даже не завтрашнего. Это может случиться еще не скоро".

Впрочем на предложении к ЕС Россия останавливаться не собирается. В ближайшей перспективе Россия может избавиться от торговых барьеров с Новой Зеландией, а также создать аналогичные условия товарообмена со Вьетнамом. Это лишь те страны, с которыми уже вовсю ведутся переговоры о создании ЗСТ, однако России, по некоторым данным, поступили подобные запросы от 35 стран, в том числе из Центральной и Латинской Америки и от арабских государств. Нет ничего диковинного в желании расширять торговый оборот с другими государствами, что способствует активизации экономического развития, да и рынок российский, огромный по своему потенциалу, как медом намазан для импортеров со всего земного шара. Однако только ли выгоды получит наша страна от снижения торговых барьеров?

"Проблема заключается в том, что свободная торговля — это, в общем, конечно, палка о двух концах, — уверен заведующий лабораторией по изучению рыночной экономики экономического факультета МГУ Андрей Калганов. - Она, с одной стороны, активизирует товарные потоки, а, с другой, усиливает конкуренцию. В этом смысле к использованию таких мер надо относиться с определенной осторожностью, потому что конкурентная способность российской экономики недостаточно высока, и мы можем в случае создания такого рода ЗСТ понести ущерб как от конкуренции более дешевых товаров из менее развитых стран, так и от конкуренции более качественных товаров из развитых стран".

Действительно, для того чтобы получить качественный обмен товарами, необходимо обладать достойным экспортным потенциалом. Россия же уже имеет горький опыт вступления в ВТО в момент упадка внутреннего производства и при неокрепшем сельскохозяйственном сегменте. А если на секунду предположить, что именно сейчас (а не когда-то в далеком будущем, когда новая волна индустриализации начнет давать плоды) мы снимем пограничные торговые барьеры, и в Россию хлынет еще больше европейского товара, причем по более доступным ценам, то идея о ЗСТ уже не выглядит такой позитивной. Аналогично ситуация обстоит и с другими членами Таможенного союза, на данный момент речь идет о Казахстане и Белоруссии. Выдержат ли внутреннее производство наших товарищей по ТС конкуренцию с европейскими товарами?

"Это вопрос сложный. Как я уже сказал, эта мера — палка о двух концах. Может принести выгоды, но может принести и усиление конкурентного давления со стороны более сильных в экономическом отношении стран", — замечает Калганов.

Впрочем руководство Белоруссии и Казахстана особенно не переживает о притоке иностранных товаров, о чем говорит их желание поскорее стать членами ВТО. Так, белорусская сторона надеется вступить во всемирную организацию уже в 2015 году. Сделать это еще раньше Минску помешало критическое отношение США и ЕС к авторитарному режиму Александра Лукашенко.

Хотя, не без поддержки Китая, Россия смогла пролоббировать в ВТО возобновление заседания рабочей группы по вопросу Белоруссии. Активно рвется в ВТО и Казахстан. Пару дней назад лидер республики Нурсултан Назарбаев попросил у руководства Евросоюза ускорить процесс переговоров по вступлению Казахстана во всемирную организацию, а вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур Жаксылыков объявил, что это может произойти уже в 2014 году. Таким образом, проблемы повышенной конкуренции членов ТС не особенно заботят.

Но вступление в ВТО — это отдельная проблема конкретного государства, тогда как на создание зоны свободной торговли с ЕС претендуют все члены Таможенного союза, и тут как раз, по словам Алексея Портанского, возникает главная проблема.

"Евросоюз пока не признает наш Таможенный союз, поэтому для них непонятно, с кем выстраивать зону свободной торговли. Если бы с Россией — это еще более-менее понятно, но с ТС, внутри которого, скажем так, многие договорные положения еще не соблюдаются, о чем у нас мало говорят, но для Европы это существенно… Поэтому они не готовы с точки зрения правовой выстраивать отношения с нашим ТС", — заключает профессор Портанский.

Тем не менее, Владимир Путин четко обозначил, что сближение с Европой будет проходить исключительно в рамках ЕврАзЭС и подчеркнул, что европейский и евразийский интеграционные процессы не противоречат друг другу. Что ж, осталось дождаться реакции со стороны Евросоюза, который, как известно, имеет свои планы по части Восточного партнерства…

Новости: Почему капитализм губит экономику?

А что вы думаете о последних новостях о росте авторитета и рейтинга президента России Владимира Владимировича Путина? А сегодня вам заметна "помощь" со стороны Барака Обамы в росте уважения к Владимиру Путину в мировом сообществе?

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *