Стратегический вопрос России: иностранные инвесторы или абсолютный суверенитет?

Минэкономразвития  и Минприроды  РФ приступили к подготовке поправок в законодательство, устанавливающих перечень ограничений на участие иностранного капитала в стратегически важных отраслях. К 1 ноября проекты законов должны быть уже внесены в Госдуму. Эксперты придают огромное значение этой работе. Они убеждены, что России представился редкий шанс навязать всему миру собственную игру.

Создание четких правил игры для иностранных инвесторов в России – вопрос не столько экономический, сколько политический. Недаром президент Владимир Путин неоднократно возвращался к этой теме. «Нам пора четко определить те сферы экономики, где интересы независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе и государственного капитала», - говорил он во время одного из своих посланий в апреле этого года.

Отсутствие четких правил – проблема давняя, но раньше ее никто не спешил решать. В 90-е годы иностранцам никто особо не препятствовал во вхождении в Россию, да они и сами не спешили. В начале XXI века никаких законодательных ограничений тоже де-юре не было, а все спорные вопросы решались на уровне Кремля и правительства. В итоге крупнейшая компания в России – объединение ЮКОС-Сибнефть – чуть не отошла американским нефтяникам, а поглощение «Силовых машин» немецким концерном Siemens пришлось останавливать с международным скандалом. Иными словами, сложившаяся ситуация не отвечает требованием национальной безопасности и одновременно тормозит приход иностранных инвестиций в страну.

Время для диалога с иностранными инвесторами выбрано как нельзя лучше, считают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По их мнению, сейчас России представился редкий шанс сыграть свою собственную геополитическую игру, которая определит не только место России в мире, но и расклад сил в новом столетии.

«Судя по тому, что там звучит Минприроды, могут обсуждаться сюжеты стратегического размена», - сказал «ПРАВДЕ.Ру» ведущий эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. «Например, мы им позволяем решить вопрос своей энергетической безопасности, в том числе через участие иностранцев в разработке российских природных ресурсов. А также помогаем со стратегическим поддержанием их валют через наши активы, - предполагает эксперт. - Взамен они помогают нам модернизировать те сектора экономики, где мы отстали и своими силами модернизироваться не можем».

Кроме того, по словам Белоусова, речь может идти о допуске России к тем мировым рынкам, куда ранее доступ был закрыт. Причем не только сырьевым. Другой эксперт ЦМАКП, Владимир Сальников, говорит и о возможном допуске российских компаний на рынки агропромышленной продукции в Европе. «Известно, что там этот рынок сильно закрыт. Почему бы нам там не присутствовать, тем более, что для этого у нас есть все предпосылки», - предполагает эксперт.

На данном этапе, «чтобы понять, играем мы в такую игру вообще, нужно понять - куда мы можем пускать, а куда нет, - говорит Белоусов. - Понятно, что даже внутри сырьевого комплекса есть зоны, где иностранцев никогда быть не должно».

Говоря о «запретных зонах» для иностранных инвесторов, Владимир Сальников прежде всего  обращает внимание на оборонно-промышленный комплекс. Правда, при этом он отмечает, что в каждом конкретном случае надо смотреть на возможность вывода из ОПК производств продукции военного и гражданского назначения. В последнем случае участие иностранцев будет в меньшей степени регулироваться со стороны государства.

К потенциально закрытым для иностранцев Сальников относит «все компании, которые имеют доступ к критическим технологиям, которые у нас еще в ряде секторов остаются». Сюда же эксперт относит и ядерную энергетику.

По словам Сальников, «это отрасли, которые обеспечивают долгосрочную стабильность и развитие нашей экономики» и где иностранный капитал не может доминировать. «Его участие может приветствоваться, но его доминирование может угрожать интересам безопасности: это нефтегазовый комплекс, энергетика, транспорт, финансовые услуги», - резюмирует эксперт.

Вопрос в том, насколько будет закрыта российская экономика, насколько жесткие критерии будут разработаны в недрах министерств. Что лучше - открытость национальной экономики или же изоляционизм? Здесь не может быть однозначного мнения, считает Дмитрий Белоусов. «Есть цена на то и на другое, есть чаши весов», - говорит он.

«Может нам вообще не нужно завязываться с такой стратегией – с допуском их сюда всерьез. А работать самим, пока есть нефтяные деньги», - говорит Белоусов, добавляя, что в этом случае будет медленнее проходить модернизация.

Но вместе с тем эксперт не согласен с теми, кто говорит, что иностранные инвестиции не очень нужны – «это не совсем так». Он отмечает четыре положительных момента от прихода иностранцев в российскую промышленность: финансовые вливания, доступ к новым технологиям, приход организационных технологий, «в которых мы изрядно отстали», а также выход на новые рынки.

Иллюстрируя возможные рычаги, которые Россия может взять в свои руки, эксперт рисует поражающие воображение картины: от «газового» аналога ОПЕК  с доминирующей ролью России до глобальной игры на валютных курсах, которую позволит вести выход на мировой рынок сжиженного газа.

В любом случае, выбор делать уже пора, уверен эксперт. «Есть такая вещь, как размещение России на глобальной карте», - говорит он, подчеркивая, что «отказ от позиционирования – тоже способ размещения». По его словам, проблема в том, что потенциал игры полумерами уже исчерпан.

«Худшее, что мы можем сделать – это действовать в неупорядоченном порядке, исходя из сиюминутных соображений», опасается Белоусов, сетуя на слабое место российской дипломатии – неумение вести переговоры. «Один из худших элементов нашей переговорной культуры – мы сначала объясняем, почему нам очень важно что-то получить, и лишь потом начинаем торговаться», - говорит Белоусов. Он напомнил про историю с погашением внешних долгов России, когда российская сторона прямо заявляла, что «нам нужно любой ценой из Стабфонда погасить внешний долг». В итоге зарубежные финансовые институты потребовали гигантскую премию от России за досрочное погашение долгов. Лишь неимоверными усилиями удалось договориться на беспроцентное погашение долгов.

«Иностранные инвесторы – это не только деньги», - говорит Белоусов, подчеркивая, что «у нас сейчас свои деньги есть». По его мнению, это в первую очередь технологии, которые могли бы помочь преодолеть проблему с отставанием. «И это гарантия устойчивого положения на рынках, - добавляет Белоусов. - Если мы вступаем в долгосрочные альянсы, то существенно снижаются риски, что нас выкинут из игры».

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *