Россия-Иран: доллары в расчетах не нужны

К чему могут привести санкции Запада против России? Один результат уже ясен: резко возросла активность российских компаний, стремящихся выйти на иранский рынок. Намечено отказаться от долларов при расчетах за иранскую нефть. Это может стать сверхреволюционным шагом в системе международных платежей, монопольно привязанных к американской валюте.

21 марта в Иране отмечается праздник Новруз — начало нового года, в том числе и финансового. Традиционно это и время подведения итогов развития страны за год. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в своем поздравлении по случаю Нового года и праздника Новруз назвал предстоящий 1393 год годом экономики и культуры.

Иран по-прежнему остаётся под режимом санкций, хоть и несколько смягчённым. Согласно подписанному соглашению, в течение года Иран на практике откажется от элементов двойного назначения в ядерной программе, и одновременно поэтапно будут сняты экономические санкции. Президент России позитивно оценил конструктивный подход Тегерана на переговорах с "шестёркой". Началась совместная конструктивная работа, и для России очень важно не упустить выпавший шанс.

Читайте также: Иран скинет удавку Запада благодаря России

В Иране надеются, что уже летом будет заключено постоянное соглашение по ядерной программе, и тем самым с Исламской республики будут сняты экономические санкции (от 60 до 100 миллиардов долларов — по разным подсчетам, принадлежащих Ирану, все еще заморожены в иностранных банках). В руководстве Исламской республики прогнозируют бурный экономический рост, динамика ВВП составит 8-10 процентов.

В середине марта в разгар украинского кризиса Президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани позвонил Владимиру Путину, который "дал оценку острой ситуации, сложившейся на Украине". Глава российского государства подчеркнул, в частности, что урегулирование кризиса возможно только на основе безусловного учёта интересов и волеизъявления многонационального населения всех регионов этой страны.

Это, конечно, важно, но Иран расположен далеко от Черноморья, и президенты явно использовали украинский повод для того, чтобы подтвердить "обоюдный настрой на наращивание взаимовыгодного сотрудничества, последовательную реализацию согласованных проектов и договорённостей".

Хотя формально Россия к большему числу санкций отношения не имела и не имеет, к сожалению, фактически большинство российских организаций финансового и банковского секторов, опасаясь неприятных для себя последствий, участвовали в них. Попытки сделать Росэксимбанк специализированным учреждением по торговле с Ираном, не были доведены до стадии реализации.

Однако с началом третьего срока президентства Владимира Путина ситуация стала меняться к лучшему. Позитивные процессы усилил и приход к власти нового президента Ирана Роухани, начались переговоры России о масштабном экономическом сотрудничестве, включая поставки в РФ иранской нефти до 500 тысяч баррелей в день.

Теперь США угрожает санкциями и России, но если нам удастся реализовать с Ираном клиринговые механизмы расчётов, это будет фантастически эффективной мерой. Результатом станет мощный прорыв в системе наших внешнеэкономических связей, отказ от малограмотной и доказавшей свою ущербность политики бездумной и односторонней либерализации внешней торговли. Так было от века. Уинстон Черчилль еще в начале 50-х годов XX века писал: "я не мог не сказать об опыте англичан, которые в течение 80 лет придерживались принципа свободы торговли в условиях непрерывного повышения американских тарифов. Мы разрешили максимальный импорт во все наши колонии. Даже каботажное плавание вокруг Великобритании было открыто для конкуренции всех стран мира. Все, что мы получили взамен, это последовательное повышение американских протекционистских тарифов".

У российских компаний сейчас хороший шанс закрепиться в Иране, потому что западные и японские компании из-за санкций ушли из Исламской республики. Было бы замечательно, если наши компании воспользуются откровенным недоброжелательством Запада в отношении Ирана и активно ворвутся на иранский рынок, как это пытается делать сейчас Китай. России надо максимально быстро до полной отмены санкций начать поставлять запасные части, комплектующие, которых остро недостаёт Ирану в больших объёмах. Надо интенсивно разворачивать производственное, инвестиционное, торговое сотрудничество.

Мало того, что мы с Ираном соседи, но и наши экономики взаимокомплиментарны. Иран — огромный рынок, и пока там у нас, по сути, нет конкурентов, кроме Китая, но он далеко расположен, а у России есть удобные коммуникации через Каспийское море. Иранцы сделали всё, что в их силах, для максимального развития экономических связей с Россией. Нам надо совместно решать большое количество проблем (связанных с транспортом, рыболовством, экологий и других) сложившихся в Каспийском регионе, в которых позиции России и Ирана очень близки друг другу, ближе, чем позиции других прикаспийских стран.

Читайте также: Китай обманул Иран в пользу России

Иран готов принять российские инвестиции в свой нефтегазовый сектор, включая и нефтехимию, хотя остается законодательный запрет на прямые инвестиции иностранных государств. Это, прежде всего, касается газа, который Исламская республика хочет не экспортировать напрямую, а реализовывать в схемах с большей добавочной стоимостью, например, развивая электроэнергетику и алюминиевую промышленность или производство полимеров.

Исключение оставляет политически мотивированный проект "газопровода дружбы" в Южную Азию — Пакистан и Индию, которому, по признанию Пакистана, мешают только санкции против Ирана. Было бы правильно, если бы российские подрядные и инжиниринговые компании с их громадным опытом строительства супер-газопроводов приняли прямое участие в этом грандиозном проекте.

Пока окончательно не сняты санкции против Ирана, возможная нефтяная сделка между нашими странами будет означать переход к расчетам без долларов, валютному клирингу, к которому негативно относится ВТО, и Россия в этой связи долгое время отказывалась от клиринговых механизмов с любыми странами. Если соглашение с Ираном будет реализовано, то это будет принципиально новая ситуация во внешнеэкономической деятельности.

И важно не упустить этот шанс.

А что вы думаете взаимоотношениях между Россией, Ираном и США? Что будет с Ираном? Кто выйграет от санкций США к России и Ирану?

Автор Константин Гастев
Константин Гастев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру