Торговый союз ТАФТА – "экономическое НАТО"

Самая громкая новость года — сообщение о формировании глобальной торговой структуры, в которую войдут США и страны ЕС. Проект получил название TAFTA по английской аббревиатуре словосочетания "трансатлантическая зона свободной торговли". Причины, обусловившие необходимость создания ТАФТА (рискнем обозначать по аналогии с НАТО и ЕС), очевидны.

Важнейшими причинами является затяжной стагнационный экономический кризис в Европе и поиски новых рынков сбыта продукции транснациональных монополий и крупнейших производителей из США.

Реализовывать новое соглашение будут страны, на долю которых приходится более половины мировой экономики и около трети мирового объема торговли — около 4,5 триллионов долларов. Уже в марте представители ЕС готовы передать США документы с изложением своих приоритетов и требований, а окончательно уточнить позиции и обозначить этапы подписания соглашения намечается в июне, на встрече "большой восьмерки". Эта тема будет центральной в нашей работе, заявил председательствующий на июньском саммите премьер Великобритании Кэмерон.

В поддержку создания нового союза выступили крупнейшие политические и государственные лидеры. В начале февраля вице-президент Джо Байден на ежегодном саммите в Мюнхене по проблемам безопасности сделал заявление, что соглашение по ТАФТА достижимо. Спустя неделю в Брюсселе лидеры ЕС, обсудив семилетний бюджет Европы, единодушно выступили в поддержку торгового пакта с Америкой, а президент Обама включил эту тему отдельным абзацем в своем послании Конгрессу. И, наконец, Евросоюз объявил о скором начале переговоров, констатировав, что несколько месяцев напряженной работы экспертов во главе с торговым представителем США Роном Кирком и еврокомиссаром по торговле Карлом де Гухтом увенчались успехом.

В сферу действия трансатлантического договора войдут все ключевые отрасли, но приоритеты будут отданы направлениям, которые придадут экономике США и Европы максимальный импульс, чтобы стимулировать рост занятости и развивать инновационные производства.

Согласно расчетам европейских аналитиков, как только договор о свободе торговли вступит в силу, ежегодный товарооборот между Новым и Старым Светом возрастет на 116 миллиардов долларов. Только одна из мер - снятие таможенных барьеров — приведет к увеличению ВВП Европы и США на 0,1 и 0,2 процента, а к 2027 году Еврокомиссия предполагает, что эффект от создания ТАФТА принесет дополнительно 0,5 процента роста экономике Европы и 0,4 -США, что эквивалентно общей сумме в 151 миллиард евро. При этом основной экономический эффект планируется достичь, унифицировав технические стандарты и конкурентные правила, действующие в Европе и США.

Однако уже сейчас, при кажущейся радужной перспективе, неясно, как будут разрешены весьма острые противоречия. К примеру, непонятно, как регулировать деятельность в одной торговой зоне ТНК -глобальных конкурентов типа Эрбаса и Боинга, вряд ли они захотят поступаться доходами и заказчиками продукции. Или какими будут условия доступа европейцев на многомиллиардный рынок услуг США, на который Вашингтон вплоть до последнего времени практически не допускал зарубежные компании.

Тем не менее, атлантический проект можно назвать крупнейшим в истории торговым альянсом с момента создания ВТО в 1995 году. Более того, начавшийся с обсуждения в рамках ВТО, ТАФТА в перспективе может свести роль этой организации в международной торговле до весьма скромных позиций. И здесь уместно поразмышлять о масштабных геополитических последствиях новой западной инициативы, истинным мотивом которой стала новая расстановка сил на планете, перенос товарных потоков и производств в Азию и рост Китая, как мирового экономического и инновационного центра. У США и его европейских союзников остается очень мало времени: если, как заявлено, к 2014 году новый торговый союз, который видный американский дипломат и посол США в ЕС Бойден назвал "экономическим НАТО", не состоится, то Китай и страны БРИКС с большой долей вероятности начнут диктовать правила игры на глобальном рынке. А если учесть, что с 1945 года доля США в мировой экономике сократилась с 50 до 19 процентов, то становится понятно: Вашингтону крайне необходима сегодня поддержка Европы, чтобы не быть оттесненным от регулирования мировых финансовых и товарных потоков.

В намечающемся торговом противостоянии по линии Восток — Запад России необходимо выбрать свою позицию. Евроатлантические торговые инициативы несут угрозу для евразийской экономической зоны, которая формируется с лидирующим участием России. Кроме того, ТАФТА окончательно хоронит проект "Большой Европы", выдвинутый президентом РФ В. Путиным с целью создать зону свободной торговли от Лиссабона до Владивостока. Евросоюз делает с ТАФТА окончательный выбор в пользу зоны на Западе, а не на Востоке, несмотря на то, что Россия является уже семь месяцев полноправным членом ВТО, пойдя при вступлении в эту организацию на беспрецедентные уступки Западу.

 

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить