Иностранные банки готовят наступление на Россию

Открывшийся в Женеве очередной раунд переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации ( ВТО ) станет критичным для российской банковской системы. Делегация России будет защищать интересы отечественных банкиров перед лицом интервенции западных кредитных организаций.

Напомним, главным условием вступления в ВТО для страны является открытие внутренних рынков другим участникам организации. На практике это означает большие проблемы для национальных отраслей, продукция которых (а к продукции относятся и услуги) не способна конкурировать с зарубежными аналогами. В России под определение неконкурентоспособных попадает чуть ли не каждая отрасль. Поэтому руководство страны, чтобы не рисковать своей экономической безопасностью и независимостью, вроде бы заняла на переговорах по условиям вступления в ВТО четкую позицию: "присоединяться только на выгодных для России условиях".

Тем не менее, под давлением стран-участниц ВТО, российской стороне пришлось буквально сдать автопром и гражданское авиастроение - все существующие для них поблажки (и уж тем более барьеры для иностранцев) после вступления в ВТО будут ликвидированы. В ходе продолжительных переговоров России удалось отстоять особое положение системообразующей отрасли — топливно-энергетического комплекса (ТЭК). До сегодняшнего дня нашим переговорщикам удавалось сохранить ограничения на открытие иностранцами филиалов своих банков в России и оставить без изменений 50-процентный лимит участия иностранцев в совокупном капитале российской банковской системы.

Как сказал ПРАВДЕ.Ру Александр Геншафт, финансовый директор Группы компаний Verysell, "в процессе переговоров по присоединению России к ВТО вопрос допуска филиалов иностранных банков в Россию будет принципиальным". Такого же мнения придерживается исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков, который в интервью газете "Бизнес" отметил, что "дочерние банки подчиняются российскому законодательству, нашим нормам валютного контроля и ограничениям на вывоз капитала... Филиалы находятся вне юрисдикции РФ, а значит, могут стать удобным каналом для обвального притока или оттока капитала".

"Разрешение на открытие филиалов позволило бы иностранным банкам уменьшить неоперационные расходы и обойти часть административных барьеров, — говорит в интервью журналу "Эксперт" руководитель группы БФИ Александр Хандруев. — Например, для филиалов иностранных банков не могут устанавливаться требования по формированию обязательных резервов, что, учитывая существенную разницу в размерах обязательного резервирования в России и других странах, ставит их в предпочтительные условия. Также филиалы иностранных банков имели бы больше возможностей оптимизировать налогообложение, поскольку они не предоставляют в полном объеме отчетность налоговым и надзорным органам страны их пребывания".

Другое спорное (с точки зрения американцев) ограничение касается квот на участие иностранного капитала в российской банковской системе. Сейчас в России менее 10% банков с зарубежным участием, а доля иностранных кредитов от общей суммы накопленных кредитов в российской экономике — почти 40%, что объясняетсяколоссальными финансовыми ресурсами западных банков.

Изначально предлагалось установить квоту на иностранное присутствие в российской банковской системе при вступлении в ВТО на уровне 25%. Впрочем, о какой цифре пойдет речь на переговорах неизвестно. Представители Минэкономразвития лишь высказали уверенность, что это будет ровно столько, сколько удастся отстоять.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает, что квота на иностранный капитал не должна превышать 10-15%, и "даже 25% для нас будет слишком много". Кроме того, он предложил установить дополнительные ограничения, чтобы ни один иностранный банк не смог доминировать на рынке, выбрав на себя всю квоту.

Продавить столь критические для банковского бизнеса условия по вступлению России в ВТо будет тяжело. Российские предложения уже напарывались на жесткую критику со стороны США, последний раз это произошло на январской встрече.

Усугубляет ситуации и то, что прецедентов по таким условиям для страны-кандиадат в ВТО практически не было. Александр Геншафт напомнил, что нестандартные условия по либерализации своего финансового рынка в ходе присоединения к ВТО получила пока только Мексика. Действительно, нет никаких предпосылок к тому, чтобы их получила Россия, особенно если учесть сохранение ряда преференций для российского ТЭКа.

Но такли губительна окажется интервенция западных банков в Россию? По мнению экспертов, опрошенных газетой "Известия" летом этого года, угрозы есть в первую очередь для их российских конкурентов. "Зарубежные финансовые институты заинтересованы в проникновении на наиболее привлекательные сегменты рынка, например, обслуживания корпоративных клиентов, — полагает заместитель председателя правления банка "Стройкредит" Татьяна Мирук. — Безусловно, будет также осуществлена экспансия в области ипотеки и привлечения вкладов". По мнению начальника управления розничных проектов банка "Зенит" Дмитрия Соловьева, переход крупных клиентов на обслуживание в западные банки чреват риском возможного оттока капитала из России. А вот средние и мелкие предприятия, по его словам, будут по-прежнему сотрудничать с российскими банками.

Но вместе с тем, "появление филиалов иностранных банков в России повлечет расширение спектра, повышение качества и понижение стоимости банковских услуг для населения и предприятий реального сектора, — считает Александр Геншафт. — Для российских банков это будет означать резкое усиление конкуренции и перенос деятельности в регионы, куда филиалы иностранных банков, видимо, не скоро доберутся. В любом случае, необходимо обеспечить равные конкурентные условия для российских и иностранных банков, в первую очередь в части отчислений средств в фонды обязательного резервирования".

В целом, эксперты не склонны переоценивать угрозу вторжения западных кредитных организаций. Российская экономика до сих пор полна рисков, отпугивающих западных игроков. К примеру, текущая неофициальная квота на участие западных структур в капитале российских банков в 12,5% до сих пор не выработана.

В конечном счете, раз наши посланники в Женеве продолжают бороться — значит есть за что.