"Дракон" избавит США от необходимости закупать в РФ "Союзы" и "Прогрессы".

Над Роскосмосом нависла тень "Дракона"

Космический грузовик Dragon, разработанный по заказу NASA, успешно вышел на орбиту и приближается к Международной космической станции. На частный корабль американцы возлагают большие надежды. "Дракон" может избавить их от необходимости закупать в РФ "Союзы" и "Прогрессы". Станет ли потеря заказчика роковой для финансовой стабильности Роскосмоса?

Частный космический грузовик Dragon, он же "Дракон", стартовал с мыса Канаверал во Флориде (США) минувшей ночью. Далее события развивались точно по плану, разработанному сотрудниками NASA, чем американцы остаются несказанно довольны. Dragon отделился от ракеты-носителя Falcon 9, стартовавшей в 04.35 по московскому времени, примерно через 10 минут после старта, а еще через две минуты полностью раскрыл солнечные батареи. Об успешном запуске на весь мир заявил Элон Маск, основатель компании SpaceX, плодом работы которой и стал космический грузовик Dragon.

Напомним, что год назад NASA полностью отказалось от шаттлов, что превратило Россию в монополиста, осуществляющего пилотируемые космические полеты на Международную космическую станцию. Это обеспечило Роскосмосу постоянную финансовую поддержку со стороны США, активно работающих в направлении освоения космоса. Но специалисты склонны думать, что заказы NASA — это скорее обуза для российского ведомства, чем "спасательный круг".

В мае текущего года состоялся первый, пробный полет американского грузовика, который прошел успешно. Уже тогда поползли слухи о том, что российская космонавтика вымрет от потери крупного клиента в лице NASA. Действительно, на первый взгляд может показаться, что запуск американского космического грузовика — это удар для Роскосмоса и РКК "Энергия", производителя космических кораблей "Союз", ибо не видать им теперь западных миллиардов. Так, например, стоимость контракта на 12 грузовых перелетов, заключенного между американским космическим ведомством и частным перевозчиком SpaceX, составляет 1 миллиард 600 миллионов долларов. Эта сумма вполне могла бы традиционно перекочевать за океан на радость Роскосмосу, но не тут-то было.

Читайте также: Конкуренты выжимают Роскосмос с орбиты

Между тем, эксперты полагают, что бить тревогу пока рано, и не так страшен "Дракон", как его малюют западные и мировые СМИ. И банкротство российской космической отрасли не грозит. Во-первых, на сегодняшний день грузовик SpaceX еще дышит в затылок "Союзу" с "Прогрессом", поскольку является беспилотным, не имеет возможности снабжать МКС топливом и сам пристыковаться к станции не может, а осуществляются стыковочно-расстыковочные операции при помощи канадского манипулятора, установленного на МКС. Во-вторых, обеспечение американцам мест в "Союзах", по мнению экспертов отрасли, не стимулирует развитие отечественной космонавтики, а только тормозит ее, заставляя выступать в роли конвейера, выпускающего корабли, история которых началась еще в 60-х годах прошлого века.

"Этот заказчик ничего не дает российской космической отрасли. Он просто поддерживает устаревшие технологии, не более того. Для того, чтобы отрасль развивалась, надо создавать новые вещи, а их нет, так как все силы брошены на создание старых кораблей. Это иллюзия, что мы теряем большие деньги, — рассказал "Правде.ру" Владимир Степанович Губарев, известный русский писатель-фантаст, драматург, журналист, Лауреат Государственной премии СССР, — от российских космический кораблей американцы обязательно откажутся через пару-тройку лет, потому что они завершат создание своего нового корабля, на котором в дальнейшем будут летать. И я считаю, что это будет благо для отечественной космонавтики, потому что-то, что мы сейчас обслуживаем американцев и выполняем их заказы, на самом деле тормозит развитие космонавтики".

Ранее представители Роскосмоса уже делали заявление о том, что в ближайшие годы конкурентоспособность их снизится. В сентябре глава ведомства Владимир Поповкин в ходе выступления перед студентами заявил, что производительность труда в российский космической отрасли в два-четыре раза ниже, чем у других ведущих стран. В то время, как на мировых рынках растут цены на сырье и электроэнергию, Роскосмос теряет свою рентабельность. По всей видимости, западные аналоги отечественных космических кораблей будут гораздо дешевле, и только срочные реформы спасут сегмент от разорения и, как следствия, вымирания.

Читайте также: У Роскосмоса открылось второе дыхание

В этой связи Роскосмос взял курс на оптимизацию путем преобразования в холдинговую структуру, что позволит сделать оптимальной численность ракетно-космической промышленности. Кроме того, Поповкин пригрозил сокращением численности человек, занятых в этой промышленности на 30 процентов, с 240 тысяч с лишним до 150-170 тысяч человек. В стороне не останется и частный бизнес, представителей которого глава Роскосмоса собирается подключить к производству комплектующих космической отрасли. Компании на конкурсной основе будут получать заказы на изготовление трубопроводов, приборов, солнечных датчиков и другой аппаратуры. Кроме того, к 2030 году Роскосмос планирует увеличить количестве космических спутников на околоземной орбите с 71 до 188.

Также будет налаживаться производство отечественных спутников связи, дистанционного зондирования Земли, метеоспутников, задачей которых станет получение необходимой информации. Однако одной из главных задач Роскосмоса является выход на развивающиеся рынки Африки, Южной Америки и Азии. Каким образом эта задача будет осуществляться, пока не решено, однако совершенно очевидно, что американский космический рынок для России приоритетным не является. И запуск грузовика Dragon может означать лишь то, что в дальнейшем пути российской космической отрасли и NASA разойдутся, причем без ощутимых потерь для обеих сторон.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить