Россию и Китай свяжет новый шелковый путь

Россию и Китай свяжет новый шелковый путь. Россия развивает тесные отношения с Китаем

Россия и Китай запустят двусторонний диалог по проекту "Экономический пояс шелкового пути". Какова экономическая выгода от его реализации конкретно для России и когда он может быть запущен? Эксперты считают, что при желании и умении стран договариваться, новый "Шелковый путь" может стартовать в ближайшее десятилетие, а выгоды от него несомненны.

Вообще-то и в прессе, и даже в официальных документах эту инициативу пока называют по разному, ведь официальные документы еще не подписаны. Интересно, что Сергей Лавров сказал о планах "Шелкового пути" в интервью одной из ведущих китайских газет "China Daily", отвечая на вопрос именно китайских журналистов о планах сотрудничества по этому проекту. В российской прессе об этом проекте тоже кое-что есть, но без особых подробностей. Однако наш осторожный Лавров предпочел, чтобы так называемая информационная эмиссия о проекте пошла в первую очередь с китайской стороны. Что, по-видимому, политически оправдано. А уж, как этот проект оправдан экономически — послушаем специалистов.

"Существуют как минимум два совместных с Китаем перспективных транспортных проекта. Первый — это своеобразный "морской шелковый путь", это освоение Северного Ледовитого океана. — рассказал Pravda. Ru заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, член Российской и Европейской ассоциаций китаеведов, доктор экономических наук Андрей Островский. — А второй проект — это перевозка грузов в Европу по железной дороге через Казахстан, Оренбург, Казань, Москву, Петербург. По прогнозам, вокруг сухопутного "Шелкового пути" должна концентрироваться экономическая зона опережающего развития — за счет развития транспортных путей, развития промышленности и экономики в целом.

Читайте также: Русско-китайский дракон точит зуб на доллар

Экономическая выгода прямая: Россия получает зоны экономического развития, на основе которых будут дальше подтягиваться другие районы, более отсталые. Дело в том, что, например, Татарстан очень заинтересован в развитии "Шелкового пути", потому что значительная часть дороги идет через этот регион, и в рамках этого "Шелкового пути" можно будет, в частности, реализовать проект высокоскоростной магистрали "Москва-Казань".

Дело в том, что в Китае такие дороги есть, это не миф, от Пекина до Шанхая можно добраться за пять часов, из Пекина до Гуанчжоу за восемь часов. В то время, как раньше я сам ездил в 80-е годы из Шанхая в Пекин практически за сутки, а из Пекина до Гуанчжоу где-то 2,5 суток. Короче говоря, реализация этого проекта позволяет России с Китаем развивать более активное экономическое сотрудничество, которое будет затрагивать не только районы Дальнего Востока и Сибири, но и европейскую часть нашей страны.

Кстати, пока объемы российско-китайского экономического сотрудничества не так уж и велики — это всего лишь 88 миллиардов долларов. И минимальные объемы инвестиций взаимных где-то по 1,5-2 миллиарда долларов, хотя все эти цифры могли бы быть куда более весомыми.

Некоторые коллеги прогнозируют: Китай вполне может ежегодно вкладывать во взаимовыгодное сотрудничество с Россией порядка 120 миллиардов долларов. Такие суммы позволят дополнительно подтолкнуть развитие российской экономики, используя китайские экономические возможности. А сегодня они у Китая достаточно велики. Достаточно сказать, что Китай уже вышел на второе место в мире по объему ВВП и на первое место в мире по объему внешней торговли.

Все предпосылки к сотрудничеству наших стран есть, и проект "Шелковый путь" имеет право на существование. Президент России Владимир Путин совершит визит в Китай в мае нынешнего года, а в настоящее время там находится в визитом министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который и готовит визит президента".

"Вообще в этой теме есть некоторые обстоятельства, которые требуют особого внимания. Россия обладает некоторыми сравнительными преимуществами, которые всем известны, это нефть, газ, металлы и другое сырье, — считает заведующий лабораторией международной торговли института Гайдара, кандидат экономических наук Александр Кнобель, поделившийся своим мнением с корреспондентом Pravda. Ru. — Но у нее есть и сравнительное преимущество, которые она мало использует, — это нереализованный транзитный потенциал. Из-за того, что развиваются рынки юго-восточной Азии, Европа, естественно, тоже на месте не стоит, потому развивается и торговля между Востоком и Западом.

В этой связи, если просто смотреть на карту, прямой путь лежит через Россию. Но, к сожалению, транспортная инфраструктура, которая могла бы обслуживать эти транспортные потоки настолько не развита, что гораздо выгоднее из Японии или из торговых портов Китая возить грузы по морю в обход Африки сразу же в европейские порты. Либо даже, если груз идет из Китая в европейскую часть России, он в большинстве случаев везется не по транссибирской дороге, а именно в порт Санкт-Петербург.

Несмотря на то, что географически было бы выгоднее напрямую везти через Россию, обстоятельства сегодня таковы, что все делается в обход нашей страны. И эти транзитные возможности, которые у нас существуют, действительно пока являются потенциалом, и, увы, не реализованы. В этом смысле проект "Шелковый путь" всем выгоден. По крайней мере, он точно выгоден и России, и Китаю с Японией, поскольку для России это означает реализацию транзитного потенциала и получение определенных ресурсов, а для Востока это означает удешевление торговых путей.

Читайте также: Китай радуется украинскому горю

Ну, а Европа теоретически от этого может получить еще более дешевые товары из стран восточной и юго-восточной Азии, потому что транспортные издержки уменьшатся. Но для того, чтобы все это реализовать, нужна реализация глобального проекта, который условно можно назвать "Шелковый путь", используя исторические аналогии. В этом смысле проект гораздо более масштабный, чем, например, строительство трубопровода в Китай. Он, конечно, требует десятилетий, но если он будет реализован, то это, во-первых, приведет к тем выгодам для всех, которые я уже описал, а во-вторых, зацементирует связь между регионами России.

Потому что если этот транзитный путь будет налажен, то его использование возможно только одновременно, то есть, если и восточная, и азиатская части России будут вместе, потому что никоим образом нельзя будет лишь часть пути использовать. Теоретически такой проект выгоден всем — и Европе, и Китаю, и России. Причем России больше всего выгоден.

Думаю, что в ближайшем политическом цикле вряд ли этот проект будет запущен, это не вопрос ближайших лет. И вообще, 10 лет это точно не будет реализовано с той точки зрения, с которой я бы предполагал наибольшую выгоду. Через 10 лет мы еще не увидим таких выгод, которые могли бы увидеть. Надо привлекать высокотехнологичных партнеров, договариваться о том, чтобы с участием Японии строились скоростные железнодорожные магистрали. Например, последнее поколение скоростных поездов требует высокотехнологичных решений, и рельсы для таких железнодорожных путей производятся только в Японии и в США. Ну, США в данном случае прямого отношения к этому проекту не имеет, а вот Япония могла бы участвовать. Но это требует, опять же, отдельного разговора. То есть это огромный геоэкономический проект, который требует привлечения большого количества участников, больших интеллектуальных усилий всех сторон и очень взвешенного подхода!".

Ну что ж, сейчас не только российские или китайские СМИ уже вовсю цитируют слова Сергея Лаврова, сказанные им во время недавнего визита в Китай, но и западные: "Россия уделяет большое внимание всем инициативам, исходящим от ее стратегического союзника и хорошего друга… Основная задача проекта "Экономический пояс шелкового пути" — содействовать коллективному развитию обширного пространства, включающего в себя целый ряд регионов — от северо-западных провинций Китая, Центральной Азии, до Кавказа и Центральной и Восточной Европы".

В этом контексте наш министр отметил "…стремление китайских партнеров уважать российские интересы и готовность Пекина тесно взаимодействовать с Россией с целью субстантивного наполнения проекта".

Немного об истории вопроса. Тематика "Шелкового пути" достаточно предметно и активно обсуждалась в ходе встречи президента РФ и председателя КНР еще в феврале 2014 года в Сочи. Проект "Новый Шелковый путь" часто называют проявлением самых последних не только экономических, но и внешнеполитических амбиций Китая. Причем некоторые даже бьют тревогу по поводу интересов безопасности России и возможной потери ею влияния на своих южных границах. Интересно высказался о значении проекта для будущего Центральной Азии и российско-китайских отношений директор Центра по изучению России и Центральной Азии Фуданьского университета в Шанхае Чжао Хуашен в интервью китайской прессе (русскоязычный вариант статьи есть на сайте ИноСМИ).

Китайский ученый выразился так: "Обычно я говорю об этом проекте как о части конфигурации китайской дипломатии, взятой новым руководством страны. Вне всякого сомнения, это в основном экономический проект, направленный на ускоренное развитие западных провинций Китая. Но я считаю, что он направлен скорее всего не на получение конкретных экономических или политических дивидендов, а на формирование между государствами региона тесных комплексных отношений в экономической, политической и гуманитарной областях".

Читайте также: Китайцы не едят то, что сами производят

И еще интересно, что проектом транспортного "Шелкового пути" очень озабочен и восточный партнер России по Таможенному союзу — Казахстан. Судя по прессе, президент нашей партнерской страны Нурсултан Назарбаев предложил китайским инвесторам реализовать в Казахстане некий дополнительный проект "Казахстан — Новый Шелковый Путь".

Пресса приводит такое его высказывание: "Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым транзитным хабом Центрально-Азиатского региона, своеобразным мостом между Европой и Азией… Результаты реализации этого мега-проекта к 2020 году — объем транзитного грузопотока через Казахстан должен возрасти в два раза с дальнейшим доведением его как минимум до 50 миллионов тонн". Не помешают ли амбиции Казахстана стремлениям России к собственному развитию? Впрочем, это уже, как говорится, совсем другая история…

Комментарии
Не забудьте присоединиться к "Правде.Ру" в "Telegram". Мы рады новым друзьям
Комментарии
Комментарии
Александр Пеньков Россия рассталась с ПАСЕ
Сергей Кравцов(Mail.Ru) Мы его теряем: Заметит ли Россия исчезновение Павленского?
Андрей Я Жители украинского Дзержинска не дали властям признать Россию "агрессором". ВИДЕО
Андрей Я Жители украинского Дзержинска не дали властям признать Россию "агрессором". ВИДЕО
Сергей Кравцов(Mail.Ru) Жители украинского Дзержинска не дали властям признать Россию "агрессором". ВИДЕО
Сергей Кравцов(Mail.Ru) Жители украинского Дзержинска не дали властям признать Россию "агрессором". ВИДЕО
Сергей Кравцов(Mail.Ru) Жители украинского Дзержинска не дали властям признать Россию "агрессором". ВИДЕО
Сергей Кравцов(Mail.Ru) Антибиотики бессильны. Мы все умрем?
Arik Karapetian Жители украинского Дзержинска не дали властям признать Россию "агрессором". ВИДЕО
Сергей Кравцов(Mail.Ru) Академик Похиленко: "Ищем сокровища везде!"