ВТО и рынок охранных услуг в России: нашим может не остаться места

Вступление России в ВТО все больше воспринимается как неизбежность. Поэтому от неконструктивной критики (и от не менее неконструктивного восхваления этой организации) россияне переходят к трезвому подсчету будущих потерь и дивидендов.

Очевидно, что членство в ВТО коснется всей российской экономики. В том числе такой специфической отрасли, как продукция и услуги негосударственных структур безопасности (НСБ).

Многочисленные охранные предприятия, а также производители технических средств безопасности сделали большой рывок со смутных девяностых. Сегодня это не альтернатива "бандитской крыши", но многоплановая отрасль, предлагающая широкий спектр продукции и услуг на достойном уровне. Это полноценный рынок, пусть и укомплектованный бывшими сотрудниками спецслужб и правоохранительных органов.

Как и каждый сложившийся национальный рынок, многие участники НСБ с опаской смотрят в будущее, где по правилам ВТО их поле игры безо всяких ограничений может быть оспорено иностранными конкурентами. В дискуссиях по этому поводу поднимаются не только коммерческие, но и национальные интересы – все же сфера безопасности (пусть даже и частной) всегда является интимной для государства.

Конкретные же страхи игроков рынка такие же, как и у всех бизнесменов: конкуренция с сильными иностранными компаниями, финансовые возможности которых, как правило, на порядок выше, чем у их российских коллег. Но насколько серьезна угроза? За прошедшие годы по большей части определись возможные проблемы для многих отраслей. В целом понятно, как и где попадет под удар авиапром, автопром, отечественный рынок финансовых услуг – банковский сектор и страхование. С НСБ ситуация менее понятна – в силу специфичности и закрытости рынка. Кроме того, у этой отрасли фактически нет лоббистов в высших эшелонах власти, поэтому тема НСБ даже не поднималась на переговорах по ВТО.

По словам Николая Краюшенко, генерального директора группы компаний "Баярд" и вице-президента Ассоциации индустрии безопасности, ни в одной из групп, участвующих от государства и от бизнеса в переговорном процессе по ВТО, он не услышал ответа на вопрос: «Что будет с рынком охранных услуг?».

Об НСБ ничего не сказано в документах, подписанных официальными российскими переговорщиками во главе с Максимом Медведковым. Никогда не интересовались перспективами охранного бизнеса и в РСПП, где вопросом вступления в ВТО занимается группа во главе с Алексеем Мордашовым, которому в силу объективных причин гораздо ближе интересы автопрома и металлургии, нежели ЧОПов и детективных агентств.

«Есть постановление правительства РФ, в котором написано, какие законы должны быть изменены в нашей стране в связи с вступлением в ВТО, там «Закона о частной охранной деятельности» нет», - говорит Краюшенко.

Не фигурируют охранные услуги и ни в одном из документов, так или иначе связанных с правилами ВТО, которые скрупулезно изучил Краюшенко. В одном из уставных документов ВТО - «Генеральном соглашении о торговле услугами» - ни слова не сказано о рынке охранных услуг. Хотя те же финансовые услуги и даже услуги по ремонту авиатехники в нем четко прописаны отдельными статьями.

Однако в главе «Общие исключения» Краюшенко нашел положение, которое, по его мнению, будет оберегать отечественный охранный бизнес от вторжения извне. А именно – статья 14, которая говорит о том, что член ВТО вправе создать препятствия приходу иностранной компании, если это необходимо для защиты общественной морали или сохранения общественного порядка. «Очень часто охранные услуги ассоциируют именно со словами «общественный порядок», если говорят об этом государственные чиновники», - отмечает Краюшенко. Согласно документу, исключения по соображениям общественного порядка могут быть применены, когда складываются реальные достаточно серьезные угрозы в отношении одного из фундаментальных устоев общества. «В последнее время вы все знаете очень страшное, но суровое для нашего общества слово «терроризм», - говорит Краюшенко. - Это слово, я думаю, наши руководители применят, если не захотят включить охранные услуги в перечень».

«Должны ли будем мы отменить закон, ныне действующий, «О частной охранной деятельности», в котором четко записано, что деятельность иностранных компаний на нашей территории запрещена?», - спрашивает Краюшенко. И сам же отвечает – нет: «потому что этого закона даже нет в постановлении правительства, которое нужно пересматривать». Исходя из этого, глава одного из крупнейших охранных агентств в России делает вывод: вступление в ВТО на рынокохранных услуг никаким образом не отразится.

Кроме того, считает Краюшенко, российский рынок охранных услуг для иностранцев не интересен. В этом году, по экспертным оценкам, его объем составит около $4.5млрд. А в США после событий 2001 года рынок безопасности вырос втрое - до $150 млрд, напоминает Краюшенко. «Точно так же увеличение этого рынка происходит и на территории Европы», - говорит он.

Не все игроки рынка НСБ готовы разделить оптимизм своего коллеги. «То, что для нас будет какая-то угроза (для отечественных НСБ – прим. ред.) со стороны иностранных компаний - это однозначно», - сказал «ПРАВДЕ.Ру» президент охранного холдинга «Альтернатива-М» Сергей Морозов. «Все крупные компании - я знаю на примере «ИКЕЯ» - работают по всему миру с одной юридической компанией, с одной консалтинговой компанией, с одной охранной структурой, - говорит Морозов. - Это концепция самой компании. Нравится иностранным компаниям, например "Group4" (одна из крупнейших в мире частных охранных структур – прим. ред.), с ней и работают, нравится им, допустим, «Артур Андерсон» - их услуг они и придерживаются по всему миру».

Не согласен Морозов и с тем, что иностранным НСБ неинтересен российский рынок. «Недавно я был на ежегодной детективной конференции в Лас-Вегасе, там все с большим интересом и большим энтузиазмом смотрят на 2006 год, надеясь, что они буду работать спокойно, без посредников, в Москве, Санкт-Петербурге и так далее», - говорит Морозов. Он считает российский рынок весьма привлекательным: «он намного эффективнее в экономическом плане, намного прибыльнее. Поэтому здесь возможен передел рынка, особенно охранных услуг - слишком большой кусок плавает», - считает он.

Конкурировать с иностранцами будет нелегко. По мнению эксперта Ассоциации индустрии безопасности, генерального директора компании "Хомби" Бориса Хомякова, в первую очередь могут пострадать отечественные производители технических средств безопасности. Говоря о системах пожарной безопасности, генеральный директор «System Sensor» Денис Себенцов отметил низкое качество значительной части отечественной продукции, назвав ее «защитой от пожарного инспектора», а не пожара. По его словам, вступление России в ВТО ускорит модернизацию нормативов по безопасности (в том числе – пожарной), приблизив их к мировым стандартам, что сделает продукцию западных компаний более конкурентоспособной в России, где сейчас большую роль играет ценовой фактор. «У нас на рынке пожарных услуг очень важна стоимость аппаратуры», - соглашается Хомяков.

Впрочем, низкая стоимость российских услуг и средств безопасности могут оказаться решительным преимуществом в глобальной конкуренции, считает Николай Краюшенко. По его словам, Ассоциация нередко получает заказы из-за рубежа. «В этом смысл, может быть, в стратегическом плане нам было бы интереснее открыть эти рынки, чем им сюда залезть», - говорит он.

Но Сергей Морозов убежден, что россиян не пустят за рубеж: «я думаю, ни одна из наших компаний не пройдет сертификацию». «Они не соответствуют международным стандартам, к которым привыкли западные клиенты, - сказал он «ПРАВДЕ.Ру». – Поэтому работать на международном рынке и даже говорить об этом нам пока рано».

Морозов не отрицает, что в российских НСБ работают очень сильные специалисты. «Я могу даже назвать ряд компаний, в которых люди суперпрофессионалы, и не все иностранные компании имеют таких специалистов, - говорит он. - Эти люди прошли закалку в наших спецслужбах». Но иностранные компании будут этих людей просто скупать, уверен Морозов.

Хомяков считает, что для рынка охранных услуг в России сейчас не лучшее время открывать рынок: «У нас же сейчас идет очень серьезный переходный процесс. Это переход на другой уровень технологий, развития». Он опасается, что если на этом переходном периоде в Россию придут иностранные охранные структуры, то они принесут свою, качественно иную культуру услуг. «Тогда нашим-то места может не остаться», - предостерегает Хомяков.

Сергей Малинин

Обсудить