"Рождественские распродажи - это обман"

В торговых центрах, супермаркетах, магазинах накануне новогодних праздников можно встретить огромное количество объявлений о скидках и распродажах. Можно ли верить в эти новогодние подарки от торговли? Или потребителя в очередной раз обводят вокруг пальца? Об этом Pravda. Ru рассказывает адвокат, член правления Конфедерации обществ потребителей Диана Сорк.

Сезонные распродажи

— Сейчас, в канун Нового года, уже во многих местах начались предрождественские скидки. Такое легендарное, волшебное выражение, как рождественская распродажа, пришло к нам с Запада вместе с торговыми центрами. Но есть ли вообще в России настоящая массовая сезонная распродажа?

— Нет, массово, конечно, у нас распродаж нет. У нас есть точечные распродажи. И они могут быть абсолютно не привязаны ни к Рождеству, ни к Новому году, ни к каким-либо другим праздникам. Но для того, чтобы привлечь покупателя, слово sale вешается на всевозможные места, для того, чтобы покупатель туда пришел. А дальше уже с ним будут разбираться.

— А что такое "распродажа" в нашем понимании?

— Распродажа — это когда магазину действительно нужно избавиться от большого количества товара за очень короткий срок. Например, закрывается магазин или что-то происходит с коллекцией, и нужно ее срочно распродать, для того чтобы завезти новую.

— А есть ли какая-то экономическая выгода?

— Продукты — это единственная вещь, распродавать которую экономически выгодно продавцу. Потому что у продуктов питания и косметики есть срок годности, после которого продавать этот товар уже будет противозаконно. И в этом случае в последние несколько дней перед тем, как заканчивается срок годности, выгодней товар распродать хоть по какой-либо цене. Иначе потом его придется просто выбросить.

— Что касается всех остальных товаров — электроника, одежда и так далее, то есть такое понятие, как моральное старение. Сами производители ведут политику, чтобы побыстрее сбывать товар, чтобы он оборачивался. Они выпускают новые коллекции и так далее. Значит, политика такая, что они пытаются снизить цену на продукцию, чтобы ее быстрее сбыть?

— Нет, у нас нет такой политики, чтобы снизить цену на морально устаревшую продукцию. У нас пытаются придумать какие-то другие способы для того, чтобы это продать. Но у них не очень получается, поэтому они выкладывают это в рождественские распродажи или в распродажи перед 8 марта или 23 февраля, и пытаются убедить людей, что это дешевле.

Самый распространенный способ — это увеличить цену где-нибудь за неделю до распродажи и к распродаже ее на 50 или на 70 процентов ополовинить. И те покупатели, которые следят за тем, что происходит в магазине, всегда могут это отследить.

Обман потребителей

— А кроме покупателей кто-нибудь еще за этим явлением следит?

— Кроме покупателей, никто за этим не следит, потому что у нас свобода договора. Есть Гражданский кодекс, где сказано про "свободу договора" и про то, что цены устанавливает продавец. Если это не регулируемые цены на отдельные продукты питания, то здесь продавец может установить все, что угодно, и дальше покупатель либо покупает, либо не покупает.

Если это можно отследить, то тогда это, конечно, можно трактовать как обман потребителей. Как минимум, нужно иметь документы о том, что цена на этот товар за очень короткое время до распродажи была другая. Если таких документов нет, то доказательств нет, что этот обман, и ничего нельзя сделать. Если вы хотите защитить свои экономические интересы, то, пожалуйста, отслеживайте или хотя бы не ведитесь на такие психологические штучки, как слово "распродажа".

— А если покупатель отследил, что продавец хитрил с ценой накануне распродажи, и сфотографировал ценник, что ему дальше делать с этими снимками?

— Можно обращаться в Роспотребнадзор, представлять доказательства и просить провести проверку. Можно обращаться в антимонопольные органы, если речь идет о торговых сетях или о товарах, которые продаются только в ограниченном количестве магазинов. И если цены на них сходятся, то можно говорить о сговоре продавцов.

Есть статья 10 закона "О защите прав потребителей", которая говорит о том, что потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация, которая позволяет сделать правильный выбор. Если нам говорят, что это распродажа, а на самом деле цена была заменена накануне, то это не распродажа, это обман.

Если продавец накануне поменял цену, то это не позволяет потребителю сделать правильный выбор, это как раз введение потребителя в заблуждение. Есть также статья 10 Гражданского кодекса — злоупотребление правом. В данном случае можно говорить о том, что продавцы злоупотребляют своими правами, когда пытаются выдать за скидку то, что скидкой не является. Можно говорить о том, что это скидка, когда четко предупреждают, что есть холодильник, но на нем скол, и за этот скол мы снимаем 15 процентов.

— На какие еще хитрости продавцов распространяется действие закона?

— Неожиданное совпадение цен во всех сетях. Если посмотреть особенно на бытовую технику, телефоны, там практически во всех сетях цена одинаковая до копейки. Это с очень большой вероятностью означает сговор. С этим разбираются антимонопольные органы. Были случаи, когда по ценам на топливо антимонопольные органы включались и пытались разбираться. В каких-то случаях даже получалось.

— А почему в других странах есть стимул резко снижать цену и продавать товар, то есть зарабатывать не на цене вещи, а на обороте, а у нас этот стимул отсутствует?

— Экономический стимул у нас, конечно, отсутствует. Потому что в других странах существуют определенные налоговые режимы, которые требуют от производителя, от продавца показать определенный доход для того, чтобы получить большую льготу по налогу. И в этом случае им выгоднее продать дешевле большое количество товара, для того чтобы к определенному сроку выдать доход. У нас таких стимулов нет.

Есть шесть процентов, и сидит предприниматель на шести процентах, независимо от того, в отпуске ли он или продает товар.

Уловки ретейлеров 

— То есть, ретейлеры эти фокусы устраивают не от хорошей жизни?

— Нет, они эти фокусы устраивают для того, чтобы получить как можно больше прибыли. А то, что мы ведемся на эти фокусы — это наши проблемы. Вообще наш бизнес построен по принципу "как бы сегодня заработать". И очень многие предприниматели боятся, что завтра просто не наступит. Поэтому для того чтобы заработать сегодня, они пытаются действовать такими уловками.

— На ваш взгляд, когда к нашему потребителю российские ретейлеры и производители будут относиться как к потребителю в развитых странах? То есть сейчас это попытка больше обмануть, чем вести нормальный диалог, сообразно доходу.

— Есть на эту тему история. У нас где-то с начала девяностых ведется в школе преподавание Основ потребительских знаний. И когда мы только начинали, в одном небольшом поселке недалеко от школы стоял хлебный ларек, и вот приходит ребенок, который только что прослушал на уроке, что хлеб должны выдавать в пакетиках, и говорит "мне хлеб в пакетике". Продавец удивился, но дал ему в пакетике.

На следующий день приходит тот же ребенок и говорит "мне хлеб в пакетике". Продавец очень удивился и говорит "я ж тебе вчера давал пакет", но когда через неделю весь класс стал ходить и требовать в пакетике, продавец перестал спрашивать и стал выдавать в пакетике. И здесь то же самое — когда мы начнем требовать, все изменится.

— А насколько наша повседневная торговля соответствует положениям закона "О защите прав потребителей"? И в какой части положения этот закон чаще всего нарушается?

— Безопасность размещения в торговых залах, когда в небольшой торговый зал набивается столько товара, что потребителям просто тяжело ходить. Еще есть такая уловка, как расстановка товара, когда самый дорогой товар размещается на уровне глаз, а ниже и выше размещаются более дешевые товары.

А вот что является нарушением закона — это когда много-много-много ценников вешается и навалом кладется товар. И человек, когда берет какой-то товар, не понимает, какой товар он берет, потому что здесь много разных ценников.

И еще бывает прямой обман, когда на ценнике, который висит, одна цена, а на кассе пробивают другую цену. В этом случае совершенно четко надо вызывать менеджера и требовать продажи по той цене, которая указана на ценнике. И, безусловно, продажа товара с истекшим сроком годности запрещена.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить