Ювелирный рынок и драгоценные камни в России

Бриллианты столько стоить не должны

На ювелирном рынке России сегодня представлено много производителей, как российских, так и зарубежных. Однако количество еще не означает качество. По мнению экспертов, "ювелирка" очень потеряла в качестве и эстетике. Цены на ряд исходных материалов очень завышены. Так ли это? Об этом Pravda. Ru рассказывает известный художник-ювелир Олег Тарутин.

— Олег Юрьевич, профессия ювелир считается редкой и сложной, а если ювелир работает в собственной авторской технологии, то это вообще уникально. Как называется ваш стиль?

— Стиль действительно необычный, потому что никто в мире в нем не работает, так как он очень трудоемкий. Нужно иметь большой опыт, стиль искусствоведа, специалиста. Некоторые называют этот стиль "новый винтаж".

 - Вы пришли к этому стилю путем экспериментов, что-то заимствуя у других школ?

 - К этому стилю я пришел совершенно случайно. Меня учили старые мастера (эти мастера работали еще у Фаберже), и они меня учили в манере старой классической школы. Это были настоящие асы.

Сейчас, когда я смотрю каталоги ювелирных домов Европы, Америки, которым по 200 лет, то вижу, что наши мастера, которые работали до Революции, были уникальными специалистами. На Западе нет ничего подобного, наши мастера самые лучшие!

Старые мастера раскрывали мне секреты своего мастерства, передавали технологию. Тогда я работал в ювелирной мастерской, выполнял заказы, и меня часто просили сделать то или иное украшение "под старину". В итоге мне надоел этот стиль "под старину". И я стал искать что-то новое, начал смешивать разные стили, придумывать что-то свое, эксклюзивное. При этом я все равно опирался на работу старых мастеров, поскольку в любом ювелирном изделии должны присутствовать аккуратность и классика.

— Так и появился ваш стиль под названием "неовинтаж"?

 - Да. Это абсолютно современные вещи, искусственно состаренные и винтажированные. Но они выполнены в духе старых мастеров, по их технологии.

 - Некоторые ювелирные компании рекламируют свои изделия как эксклюзивные? Это действительно эксклюзив?

 - Это лозунг многих ювелирных компаний. Хотя эксклюзив — это вещь, сделанная в единственном экземпляре. И в этом отношении ювелирные компании, конечно, меня поражают, заявляя: "У нас эксклюзивная вещь!". Она не может быть эксклюзивом, потому что эта якобы эксклюзивная вещь размножена и продается в нескольких магазинах.

Cейчас применяется в основном технология массового производства, ювелиры гонятся за деньгами, эстетика ушла на второй план. В руководство многих фирм пришли просто бизнесмены, поэтому на первом плане у них — прибыль, а на втором — эстетика. Раньше же было по-другому: российские и западные ювелирные дома ставили на первое место эстетику, потому что им надо было зарабатывать репутацию.

Сейчас же ювелирные бренды не отличишь друг от друга. Раньше же, например, "Картье" всегда отличался от "Тиффани". Тот же Van Cleef & Arpels выделялся, к примеру, своими фенечками, резьбой, невидимыми закрепками и не был ни на кого похож.

А сейчас у всех одна компьютерная программа, одни и те же программисты, изделия выполняют роботы. Все одинаковое, везде "серийка" и чистая коммерция.

— Получается, что ваша профессия под угрозой вымирания?

 - Это не совсем так. Проблема в том, что профессию ювелира опошлили массовостью — сделали так, чтобы всем хватило. На самом деле правильно сделали, потому что у "De Beers" скопились тонны бриллиантов. А когда много бриллиантов, то начинают делать "массовку". Поэтому художников-ювелиров становится все меньше. Останутся в основном, наверное, художники по редким красивым камням.

Взять, например, чистый турмалин или аквамарин, которому нужна индивидуальная оправа. Вот с такими камнями всегда будут делать эксклюзивные авторские вещи.

Ведь раньше у каждой ювелирной мастерской были свои клиенты, которые обращались к ювелирам по разным поводам — в связи со свадьбой, помолвкой, днями рождениями и так далее. Поэтому все изделия были эксклюзивными. И клиенты были требовательными, потому что эстетический вкус был выше, люди были воспитаны на прекрасных картинах, на красоте. А после Революции все покрасили в черно-белые цвета, а ювелирка практически сошла на нет.

— А как сейчас у россиян со вкусом?

Вкус — понятие относительное. Почему? Потому что вкус формируется с детства, на основе того, что окружает человека каждый день. Поэтому вкус — это очень сложное понятие.

— А у нас с детства можно привить вкус к ювелирным украшениям?

 - Не все могли в детстве наблюдать хорошую ювелирку, тем более в нашей стране. На Западе еще можно было: там во многих семьях были фамильные драгоценности. У нас после Революции эти традиции были прерваны.

В 60-70-е годы все жили скромно. Вся ювелирка лежала в кубышках — надеть ничего нельзя было, потому что, сами понимаете, ОБХСС. И не из чего было появиться вкусу в ювелирке.

В "Алмазный фонд" ходить, смотреть тоже, кстати, не все могли. Но самостоятельно сформировать вкус тоже можно. У кого есть желание, тот всегда найдет способ.

— Олег Юрьевич, очень бы хотелось разобраться с ценами на драгоценные камни. Вот вы сказали, что у De Beers скопилось очень много бриллиантов? А как обстоят дела с ценами на бриллианты?

 - Я склоняюсь к той мысли, что бриллиант не заслуживает той цены, которая сейчас на него существует. Потому что бриллиантов сейчас очень много (вот недавно под Мурманском нашли новые кимберлитовые трубки). А цена завышена. De Beers жестко держат цены на бриллианты.

А цены на цветные камни оправданы.  Те же турмалины, аквамарины, бериллы, изумруды, они дорожают каждый год на 20-40 процентов. Потому что многие камни исчезают, месторождения исчерпываются. Если в 1998 году аквамарин стоил где-то 8 долларов за карат, то сейчас — 200 долларов за карат.

— Такой рост?

— Крупные аквамарины вообще баснословных денег стоят. Некоторые цветные камни встречаются в природе реже, чем те же бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины.

Вот, например, параиба — турмалин лазурного цвета. Стоимость такого турмалина сейчас доходит до 30 тысяч долларов за карат, это намного дороже бриллианта.

А стоимость чистого крупного камня параиба оценивается в 40 — 100 тысяч долларов за один карат.

Но это очень редкие камни, а у бриллиантов неоправданно высокая цена, ибо добываются они очень легко и самих камней очень много.

— В России много драгоценных камней добывается?

 - Вы знаете, у нас когда-то были малышевские изумруды. Но Малышевское месторождение было в свое время заброшено, в итоге его затопило, откачать воду уже нереально. Но какие-то старатели умудряются добывать малышевские изумруды.

Малышевские изумруды очень ценятся. Они отличаются от бразильских тем, что у них очень насыщенный цвет и мало дефектов. Бразильские, колумбийские изумруды — это тоже очень хорошие изумруды, но их облагораживают.

В современной России месторождений рубинов, сапфиров, корундов не очень много. Сейчас эти камни добываются в основном в Азии, Африке, Бразилии. Гордость России сейчас — алмазы, бриллианты.

Читайте также:

Зачем США нужна паника на золотом рынке?

Особенности бриллиантового маркетинга

Подготовила к публикации Лилия Субин

Беседовала

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Обсудить