Нижегородская ярмарка примет Чемпионат мира по футболу 2018 года

Нижегородская ярмарка: от пряников до футбола

Старейшая Нижегородская ярмарка переживает второе рождение. Сейчас это отличная площадка для выставок, торговли и развития бизнеса. Нижегородская ярмарка включена в список объектов, которые будут задействованы во время проведения ЧМ по футболу в 2018 году. Об этом в эфире Pravda.Ru рассказал гендиректор "Нижегородской ярмарки" Валерий Барулин.

— Валерий Николаевич, ваша ярмарка — старейшая и знаменитейшая в России. Благодаря ей Нижний Новгород стал карманом России. Сама ярмарка получается — кошель в этом кармане. Именно там определялись цены на хлеб и другие важнейшие продукты. Туда везли восточные, индийские и китайские экзотические товары. Возрождая ярмарку, ставили цель помочь становлению бизнеса, наладить связи между предпринимателями и регионами. То есть — дело государственное, задача — макроэкономическая. Но вы все-таки акционерное общество, и ваша главная цель — извлечение прибыли. Одно другому не противоречит, не мешает?

 - Неожиданный подход. На самом деле, одно другое не исключает. Ярмарка, действительно, в то время была больше биржей, деловым центром, чем выставкой. Выставка как бы сопровождала деловые отношения и биржевые торги. 

Потому что главный ярмарочный дом одновременно был биржевым домом и там формировались цены на большой перечень товаров: чай и кофе, металлы и нефть, пушнина и многое другое. Это был такой деловой торг.

Ярмарка шла практически без перерыва два месяца каждый год. На нее съезжалось от полумиллиона до миллиона человек. В 1896 году на знаменитую промышленно-художественную выставку приехал миллион гостей. А все население Нижнего Новгорода тогда было 70 тысяч. Ярмарка до двадцатых годов прошлого века официально не входила в состав Нижнего Новгорода. И реально она была самостоятельной.

У нее была своя территория порядка 800 гектар, сама площадь выставки составляла 85 гектар. И вот до миллиона гостей приезжало. Вся инфраструктура была своя, даже своя полиция.

— Гостиницы, трактиры, больницы…

— Все-все было на ярмарке свое.

— Даже покерные дома были.

— Все дома были. Действительно, это была целая торговая империя. Она имела мировое значение, наверное, такое же как сейчас Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа. Но и выставка тоже была всегда. Здесь контакты устанавливались, ведь каждый купец считал своим долгом приехать на эту ярмарку. Себя показать и других посмотреть, и отдохнуть, и поторговать, самые разные дела свои там можно было сделать. Но все меняется со временем. В 20-е годы ярмарка была закрыта, потому что не вписывалась в советскую экономическую систему.

Возрождение ярмарки началось в 90-е годы. Через Нижний Новгород проходил и Великий шелковый путь. Его уже нет. Сейчас его хотят восстановить, но понятно, что он будет не в том виде как раньше, будет нечто другое.

То же самое и с ярмаркой. Но для извлечения прибыли также, как и раньше, нужно заниматься обеспечением коммуникаций, развивать бизнес и быть катализатором торговли, чем промышленная ярмарка и занимается до сих пор. Действительно у нас — акционерное общество, основной пакет принадлежит правительству области, это областное предприятие.

Хотя главный ярмарочный дом — это памятник федерального значения 1891 года постройки. Ярмарка работает и существует на свои средства. Что заработали, то и съели — это называется.

Но все-таки своей основной целью мы считаем продвижение областных интересов, продвижение промышленности нашей области и всей страны. И никто из наших акционеров и руководителей никогда не ставил во главу угла прибыль. У "Нижегородской ярмарки" никогда не было большой прибыли. Мы к этому не стремимся. Основная наша задача все-таки — продвижение бизнеса.

Мы зарегистрировали торговый знак в начале 2000-х годов. Это наша Яшка, как мы ее называем: Я — Ярмарка. Название "Нижегородская ярмарка" зарегистрировано. Например, есть конфеты и шоколад "Нижегородская ярмарка" с изображением нашего ярмарочного дома. Это как наша сувенирная продукция, то есть мы разрешаем предприятиям пользоваться нашим брендом. Мы следим за качеством. Как-то мы приглашали руководителей Сормовской кондитерской фабрики и сделали им внушение: или вы повышаете качество, или мы у вас отбираем право использовать это название.

Практически перед закрытием ярмарки в 1929 году, в 1925 году она стала одним учредителем Всемирной ассоциации выставочной индустрии. Когда я об этом узнал, мы поработали с UFI и нам прислали свидетельство о том, что да — "Нижегородская ярмарка" является официальным учредителем UFI.

В 2005 году мы вступили в UFI по двум номинациям: как выставочный комплекс, соответствующий мировым стандартам, и как организатор выставок. Я являюсь членом совета директоров этой Всемирной организации.

Крупный выставочный комплекс влияет на развитие региона и на всю страну. Это подтверждают многие исследования. Результаты европейских, американских и общероссийских исследований практически совпадают по цифрам с нашими данными по "Нижегородской ярмарке". На один рубль-евро-доллар, принесенный участником выставки, по 7-8 евро-рублей-долларов приходит в экономику региона сразу от участников выставки во время их работы.

Ведь они платят за проживание, питание и транспорт, пользуются всеми услугами, всей инфраструктурой. Они туристические услуги получают, сувенирную продукцию покупают, они тратят деньги везде. На этом зарабатывает местная инфраструктура — магазины, салоны, турагентства, транспортные компании. То есть проведение выставок, ярмарок, форумов дает мультиэффект для всей экономики.

А главное — заключаются контракты, создаются новые предприятия и промышленные линии, которые начинают работать в регионе. Соответственно — создание рабочих мест, уплата налогов, создание части внутреннего валового продукта и так далее, и так далее. Например, на нашем Международном бизнес-саммите, который мы в четвертый раз провели в прошлом году, было заключено контрактов на 70 млрд рублей, благодаря чему в Нижегородской области было создано порядка 2 тысяч рабочих мест. В этом году было заключено контрактов на 62 млрд рублей.

— Это при том, что против России ввели санкции, стараются изолировать.

— Да, все так. Но политика — политикой, а бизнес — бизнесом: дело надо делать. И мало кто из бизнесменов обращает внимание на политику, хотя, конечно, мешают эти санкции, все эти политические дрязги. У нас в прошлом году было представлено 55 стран, в этом году — 46. Но кризис это не только опасность, но и возможность. Поэтому многие стараются искать возможности и успешно их используют.

— На европейский бизнес политики все же давят очень сильно. Как состав участников в последние годы изменился?

— Меняется, конечно, состав. Дело не только в давлении западных политиков. Сейчас и мы больше внимания обратили на Восток. Послы Ирана и Ирака приехали к нам в этом году повторно. Есть много стран, с которыми Россия сейчас активно работает. Больше стал представлен арабский мир, больше стало людей из Восточной Азии — Китай, Малайзия, Корея. Мы сами обратили внимание туда, с Китаем сейчас очень активно развиваем отношения. Это заметно и по выставкам.

Если выставочный бизнес процветает, это говорит о росте экономики. У людей есть возможность расти, развивать свой бизнес, люди ищут новые возможности по расширению бизнеса. Соответственно, они активнее участвуют в выставках, больше тратят средств на продвижение бизнеса.

Ничего принципиально другого в общем-то не придумали. Ведь когда интернет появился, многие думали, что он убьет выставки. Но не убил и никогда не убьет, потому что люди не меняются. Потому что людям надо в реальности увидеть, потрогать да на зуб попробовать продукт. Картинка этого не даст.

Также надо увидеть партнера, контактировать с ним лично. Без этого ничего серьезного не произойдет. Поэтому никогда выставки не умрут. Они могут только трансформироваться.

— Как планируете расти и развиваться дальше? Будет расширение каких-то направлений, что-то принципиально новое?

 - Конечно, мы планы строим. "Нижегородская ярмарка" в современном виде 20 лет существует, сейчас уже другие условия и они меняются, меняемся и мы. К тому же в 2018 году наша территория будет использована под фестиваль болельщиков Чемпионата мира по футболу.

Мы с губернатором эту тему обсуждали. У нас уже есть проект современнейшего выставочно-конгрессного, а теперь уже и фестивального центра. Ему нет аналогов во всей России.

И будем, наверное, строить еще один павильон. А старые временные павильоны будем сносить. Выставочная зона сместится от главного ярмарочного дома к нашему основному павильону. Главный ярмарочный дом будет сильно обновлен, перед ним будет рекреационная зона, где можно будет проводить фестивальные мероприятия, а потом — Дни города и другие праздники.

Здесь мы хотим сделать ландшафтный дизайн с формами малой архитектуры на фоне исторического главного ярмарочного дома. Будет мини-парк, а может быть, и мини-город, пока не знаем, но точно будет красиво и приятно. Вот такие планы у нас с губернатором есть, и я надеюсь, что они будут реализованы к 2018 году. 

Также по теме:

Валерий Шанцев: До коммунизма пока далеко

Валерий Шанцев: Футбол - двигатель прогресса

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала 

 

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить