Когда вернется покупательская активность россиян?

Россияне экономят. Запад расстраивается

Покупательская активность россиян снизилась. В итоге зарубежный бизнес начал искать выход из ситуации - одни сворачивают производство и продажи в России, другие не развивают бизнес, но при этом сохраняют. Но имеет ли смысл иностранным инвесторам уходить из России? Можно ли расценивать спад покупательской  активности как долговременное явление?

Гламур дешевеет, машины дорожают

Прежде чем искать ответы на эти вопросы, вспомним, что же у нас происходит. General Motors объявил, что его бренд Opel уходит из России. К тому же, GM перестанет продавать большинство моделей Chevrolet. Причина не политическая, отметили в GM, а чисто экономическая.

Южнокорейский автопроизводитель SsangYong Motor тоже приостановил экспорт своих автомобилей в Россию. Причиной этого стало резкое падение рубля и спроса на автомашины. Представители компании сообщили, что отгрузка машин в Россию не производится с января 2015 года, пишет "РГ".

Причем четвертый по величине производитель автомобилей в Южной Корее, которым владеет индийская компания Mahindra and Mahindra, не планирует возвращаться на российский рынок до укрепления рубля. Вместо этого компания планирует наращивать объемы продаж своей продукции в Европе и Китае. Ранее Корейская ассоциация автопроизводителей сообщила, что за январь-февраль 2015 года экспорт южнокорейских автомобилей в Россию снизился более чем в два раза (на 61 процент).

А тем временем, например, Chanel не только не собирается уходить из России, но даже снижает цены на наших широтах, чтобы удержать продажи. Причем не только из России. На сегодняшний день граждане КНР закупают брендовые вещи в Европе, а потом перепродают их у себя на родине. К примеру, одна из классических моделей сумок Chanel в Китае стоит более 6 тысяч долларов, что на 63 процента дороже, чем в Париже (там сумка стоит 3,75 тысячи долларов).

Согласно новой стратегии ценообразования, такая сумка Chanel в Европе подорожает на 20 процентов (до 4,5 тысячи долларов), а в Китае подешевеет на 21 процент (до 4,8 тысячи долларов). Правда, какая стоимость продукции Chanel будет установлена в России, нигде не уточняется. Но, может быть, и нам повезет? Впрочем, слово "нам" тут может быть не совсем уместно. Товар-то все равно для богатых и большинства это не касается…

Но тем не менее — тенденция явная. Теперь обратимся к экспертам.

Пока кризис, спрос в России будет падать

"Производства сворачивать вообще-то не особо выгодно, потому что его можно замораживать, можно сокращать объем производства и так далее, - считает исполнительный директор фонда "Посткризисный мир" Екатерина Шипова, с которой поговорил корреспондент Правды.Ру. - А вот сокращать продажи, представительства, персонал действительно приходится. И это, действительно, не политические причины. Это реальность. К сожалению, автомобильный рынок очень сильно просел, но некоторые вещи, такие как даже парфюмерия, проседают не так быстро и не в таких объемах в кризисы".

А падение покупательского спроса сейчас по всему миру в развитых странах наблюдается, и не только в России, говорит эксперт. В развивающихся странах, по традиции, спрос держится, растет, но сейчас реально кризис, и сколько времени он будет продолжаться, пока непонятно. "В общем, это вполне устойчивое явление, и пока будет кризисная ситуация, будет довольно низкий спрос!" - добавила Екатерина Шипова.

Читайте также: 

Западные бренды принимают решения по России, руководствуясь рентабельностью - эксперт

Эксперт: Ценовой шок прошел - россияне перешли в режим разумной экономии

Покупательский спрос поднимется вместе с нефтью

"По спаду покупательской активности - дело в том, что до 52 процентов наполнения федерального бюджета составляли поступления от экспорта, - рассказал в интервью Правде.Ру советник по макроэкономике генерального директора БД "Открытие" Сергей Хестанов. - В результате падения экспортных цен эти поступления упали примерно в два раза, соответственно, сокращать расходы приходится на всех уровнях - и на уровне государства, и на уровне корпораций, и на уровне граждан.

Как следствие — все начали экономить, и эта экономия привела к тому, что покупательская активность резко снизилась. Кроме того, до трети потребительской корзины среднего россиянина — это импортные товары, соответственно, девальвация резко увеличила их стоимость".

По мнению эксперта, во многих сегментах падение спроса объясняется тем, что у потребителей просто нет денег, то есть идет снижение платежеспособного спроса. Поведение же брендов во многом зависит от того, сколько они вложили в производство в России. Те бренды, которые построили заводы (допустим, тот же General Motors), уходят по причине того, что объем продаж недостаточен для прибыльности их бизнеса. Именно это заставляет их принять решение об уходе из России.

То есть, по мнению Сергея Хестанова, тут отсутствует какой-то политический подтекст - есть только чисто экономический. А вот те бренды, которые в России на производство денег не тратят (да та же самая Chanel, чьи заводы находятся не в России) — для них затраты ничтожны. Естественно, подобные бренды могут проявить гораздо большую гибкость. И самый главный критерий, на основании которого бренд решает, оставаться ему в России или уходить, заключается в том, рентабелен ли его бизнес при сильно упавших объемах продаж. И те, у кого бизнес остается рентабельным, остаются.

Ну, а спад покупательской активности зависит, по большому счету, от динамики цен на нефть. Если цены на нефть восстановятся и восстановится денежный поток от экспорта, то вслед за ними и восстановится покупательский спрос, добавил Сергей Хестанов.

В общем, ситуация довольно-таки безрадостная, хотя капли оптимизма в этом грустном дожде все-таки присутствуют. А может, даже и не капли, а целые струйки. И есть тому некоторые подтверждения.

Читайте также: 

Смягчение эмбарго: никто никого не предаст

Инофирмы между политикой и бизнесом

Уходят из России? Как бы потом не пожалели…

Буквально накануне пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков адресовал правительству вопрос, будут ли западные компании и дальше уходить с российского рынка.  "Можно выразить, конечно, сожаление, — сказал пресс-секретарь главы государства журналистам. - Но с другой стороны, на рынке вакуума не бывает. Если уходит одна компания, то ее место сразу заполняют другие".

По его мнению, главное, что "уходящая" компания уже заранее ставит себя в невыгодное положение на тот период, когда рынок перейдет в фазу активизации. Все равно все развивается по синусоиде. И падение продаж сейчас сменится бурным ростом. И тогда, к сожалению, эта компания окажется среди проигравших". 

И, наконец, в четверг президент РФ Владимир Путин выступил на встрече c предпринимателями в рамках съезда РСПП, который проходит в столице. "Любое замедление экономического роста или сокращение темпов рано или поздно сменяется увеличением темпов", — выразил даже не надежду, а, по сути, реальный прогноз глава государства. И тут же попросил РСПП и другие предпринимательские объединения подключиться к работе правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, которой поручено разработать механизмы повышения эффективности экономики. И предложил вносить свои предложения.

"Знаю, что предпринимательское сообщество готовит дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также компаний, эффективно инвестирующих в предприятия, создаваемых с нуля", — добавил Владимир Путин.

Ну что ж, во всем мире "внутренним", то есть своим компаниям, отдается предпочтение. И тут не стоит плакать навзрыд о том, что "внешние", то есть чужие, уходят. Как шутят в кулуарах нынешнего съезда РСПП, "спасибо санкциям".

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить