Запрет на параллельный импорт заставляет россиян переплачивать за иностранные товары

Россияне - не скупые, но платят дважды

Каждый россиянин, имевший удовольствие побывать за границей, невольно начинает задаваться вопросом удивительной разницы цен на товары "здесь" и "там". Вещи, которые в странах Европы и США можно приобрести за вполне разумные деньги, в России стоят как самолет. Попробуем разгадать загадку российского импорта и узнать, в чем заключается ценовой хаос.

Завышенные цены в России можно встретить повсеместно: наши соотечественники переплачивают не только за товары известных модных домов, как принято считать, но и за электронику и гаджеты — например, планшеты, смартфоны и тому подобное. Поэтому, оказавшись в заграничной поездке или в путешествии, россияне нередко выделяют несколько дней на шоппинг и сканируют заморские прилавки в поиске необходимых товаров. Ведь ни для кого не секрет, что дома эти вожделеные предметы обойдутся дороже как минимум в два раза.

Читайте также: Таможенный союз бьет, но любит

Разумеется, речь не идет о странах, в которых производится определенные товары. Куртка от Dolce & Gabbana, купленная в Италии, обойдется дешевле, чем в любой другой стране, несмотря на то, что за бренд все равно придется заплатить. Однако в российском бутике цена на эту вещь будет запредельной, и приобрести ее смогут единицы.

"Во-первых, здесь надо учитывать курсовую разницу. Во-вторых, существуют импортные пошлины. Продавец или производитель несет логистические затраты и таможенные импортные пошлины, это сопряжено с большими расходами на оплату труда. Все перечисленное закладывается в цену для потребителя. Кроме того, естественно, что законы рынка никто не отменял, и если товар по определенной цене пользуется спросом, то именно по такой цене его и будут продавать", — отмечает Антон Сафонов, аналитик агентства "Инвесткафе".

Так что же, статистика, говорящая о низком уровне жизни россиян, врет? Выходит, что доход россиян сильно недооценивается. Если наши соотечественники за импортные товары, за исключением недорогих и непрофессиональных японских фотокамер, готовы платить втридорога, то нашим окладам может позавидовать даже преуспевающий менеджер швейцарского банка. Но, к сожалению, дело обстоит совсем иначе: по последним данным, средний класс в России составляет примерно 30 процентов от всего населения страны, при этом богатая прослойка составляет 5 процентов. На граждан, занимающих эти две социальных ступени, и ориентируется рыночная экономика РФ, завышающая ценовую планку. А соотечественники покорно танцуют под дудку импортеров и руководствуются противоречивым принципом: хочешь платить меньше — накопи на заграничную поездку.

Но не стоит полностью перекладывать вину на слабохарактерность и менталитет российского общества — ведь известно, что на рынке существуют и некоторые уловки, например искусственное завышение цен. "Частично это имеет место на российском рынке, но не более 10-30 процентов от всего рынка. И это опять-таки связано с законами рынка: если спрос настолько высок, что потребители готовы покупать товары даже по высокой цене, продавец и будет устанавливать такую цену", — отмечает Антон Сафонов.

В отличие от российской экономики, на Западе и за океаном все обстоит иначе. Прилавки американских магазинов, изобилующие дешевой одеждой, техникой и предметами быта, снятся завсегдатаям крупных торговых центров и любителям шоппинга. Но рыночная экономика США тоже не лыком шита, и потребительская свобода их граждан весьма и весьма сомнительна.

"Экономика США очень сильно завязана на потреблении, там очень сложная конкуренция между производителями, поэтому высокие цены там не выгодны для объемов продаж", — отмечает аналитик. На деле это значит следующее: таможенные ставки в Штатах значительно уступают отечественным, вещи продаются дешево. Это приводит к перенасыщенности американского рынка, что стимулирует экономику страны, заставляя потребителя чаще покупать что-то новое. Но тамошние покупатели думают о качестве в последнюю очередь, а вот производители — еще как думают, только наоборот: они стремятся навязать потребителям товары, которые быстро ломаются и портятся. А это заставляет клиентов вновь вернуться в магазин и приобрести кучу очередного "барахла".

Выходит, что доступность товаров подсаживает потребителей на иглу, а их жилища превращаются в сток — отсюда и традиционные американские "гаражные распродажи".

Поэтому прежде, чем жаловаться на высокие цены, россияне должны согласиться, что нередко переплачивают они не за воздух, а за качество. Наши сограждане, расставаясь с крупной суммой при покупке импортного товара, рассчитывают, что приобретают его на века. И важно, чтобы это действительно было так. А уверенность в высоком качестве импортного товара россиянам должен внушить действующий на нашей границе запрет на так называемый параллельный импорт. Благодаря этой мере никто не может ввезти в РФ оптовую партию чего бы то ни было, защищенного товарным знаком, без согласия правообладателей марки.

Выходит, импортерам, которые желают перепродать купленный за рубежом товар в России, надо сначала получить согласие обладателя патента в письменном виде на конкретную партию. Расходы и трудозатраты на бумажную волокиту также включаются в конечную стоимость заморского товара. При этом зачастую производители отказывают российским предпринимателям без объяснения причин. Выходит, для того, чтобы привезти нечто из-за рубежа, импортеры проходят семь кругов ада, каждый из которых вносит свои пять копеек в прайс-лист.

Разумеется, в жестких условиях запрета на параллельный импорт многие независимые импортеры обходят закон, привозя в Россию вещи нелегально. Именно на такие товары наши потребители часто натыкаются в поисках низких цен. Однако тут уже за качество никто не ответит, поскольку на рынке низких цен рядом с незаконно провезенными "легальными" вещами хватает контрафактного товара. Впрочем, подделку можно купить и за немалые деньги: особо хитрые и жадные импортеры не только экономят, но и накручивают цены на нелегальные товары, чтобы те не вызывали подозрений у покупателей своей низкой стоимостью. Но тут уже речь о борьбе с теневым рынком.

Читайте также: Наличность делает нас еще беднее

Именно он и являет помехой на пути к реализации идеи ФАС, чьи представители уже не первый год предлагают избавиться от злополучного запрета на "параллель". Если этот железный занавес рухнет, на российском рынке смогут действовать не только эксклюзивные дилеры, обладающие заветным разрешением. Отмена запрета заметно оздоровит конкуренцию, а это приведет к резкому снижению цен в России. Однако в страхе перед увеличением "серого" импорта российские власти не спешат избавляться от "занавеса". Поэтому нашим соотечественникам пока что остается подчиняться бесчеловечным законам рыночной экономики.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить