Заградительная пошлина "жмет" нефтяникам РФ

Нефтяники просят премьера Дмитрия Медведева понизить заградительную пошлину на экспорт бензина, установленную в 2001 году на уровне 90 процентов от вывозной пошлины на нефть в рамках борьбы с дефицитом топлива. Сейчас необходимость отпала, и, по мнению нефтяных компаний, столь высокая ставка — лишь помеха и угроза для возникновения нового дефицита.

По их мнению, ранее существовавших 66 процентов будет вполне достаточно. В настоящее время основными статьями бензинового экспорта России являются низкооктановые бензины: прямогонный и бензин класса "Евро-2", запрещенный к обороту на территории РФ с начала текущего года. Для внутренних же нужд России планируется активно налаживать выпуск высокооктанового топлива, для чего необходима дорогостоящая модернизация нефтеперегонных заводов, начало которой запланировано на апрель 2013 года. В письме на имя премьера нефтяники сообщают, что в сложившейся ситуации сохранение пошлины на нынешнем уровне в долгосрочной перспективе заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы. "В этом случае может возникнуть дисбаланс спроса и предложения на рынке автобензинов и, как следствие, дефицит этой продукции в перспективе на пять-семь лет", — говорится в письме, отрывок из которого приводит РБК.

Письмо подано от лица шести ведущих российских нефтяных компаний: ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", "Башнефть", "Татнефть" и ТНК-ВР. "Роснефть" Игоря Сечина, недавно скупившая акции последней, в составлении документа участия не приняла.

Минфин с позицией российских нефтяников не согласен. Позиция ведомства заключается в том, что пошлине следует оставаться на сегодняшнем уровне, поскольку ее отмена повлечет бюджетные потери на сумму до 1 млрд долларов. Кроме того, Минфин считает, что понижение заградительной пошлины может привести к подорожанию бензина на внутреннем рынке еще на два с половиной рубля. Для сравнения, в европейских странах размер заградительной пошлины колеблется в районе 85-93 процентов.

Читайте также: Прогнозы по нефти один краше другого

В настоящий момент ситуация на российском топливном рынке вообще нестабильная и нервная. Продавцы затаились в ожидании обещанного и вполне естественного весеннего подорожания нефтепродуктов, однако пока ожидание это напрасно. Наоборот, в феврале, вопреки всем прогнозам, цена просела. Нефтяники успокаивают себя тем, что по всем макроэкономическим прогнозам цена вот-вот поползет вверх, однако та пока не спешит оправдывать прогнозы.

Вероятнее всего, дело в изменении ситуации в сельскохозяйственном секторе. В связи со вступлением России в ВТО изменился метод господдержки села в сфере топливного обеспечения. Ранее на протяжении последних нескольких лет каждую весну правительство распределяло между крупными нефтяными компаниями квоты по поставкам на селян по базису 30 процентов минус от цены. То есть поддержка села была очень дорогой и весьма примитивной, когда из классической схемы "товар-деньги-товар" фактически исключалось среднее звено, и получалось бесхитростное "товар-товар", то есть поставлялась сразу топливо. Впрочем, мера была довольно эффективной. Но, пожалуй, устраивала она только жителей села, так как недовольными оставались все остальные стороны. Так это было крайне невыгодно для нефтяных компаний. Формально государство должно было компенсировать нефтяникам расходы, но по факту они, как правило, производили данные действия за счет собственной прибыли. Соответственно, энтузиазма по осуществлению такой поддержки никто из нефтяных компаний не испытывал. Естественно, нефтяники пытались компенсировать свои расходы, что в условиях олигополического положения крупных компаний на российском нефтяном рынке было легко достижимо. Неудивительно, что каждый раз, когда пора было давать топливо селянам, резко увеличивались цены на бензин. То есть соцподдержку села по факту оплачивали городские автомобилисты.

Избежать этого было бы довольно легко, если бы существовало множество небольших независимых заправщиков, однако в России слишком развита монополизация в нефтяной сфере.

Читайте также: Россию ждет острый дефицит бензина

Сейчас в РФ действуют правила ВТО, которые запрещают такие примитивные, так называемые "прямые", меры поддержки села. Теперь государство гарантирует, что каждый крестьянин сможет купить топливо по рыночной цене. То есть у государства остаются, в основном, организационные функции: оно должно организовать весь этот процесс. Однако на практике цена для крестьян неподъемна. По расчетам, в эту посевную стоимость топлива для аграриев должна оказаться на 50-60 процентов выше той, к которой они привыкли. Поэтому теперь в РФ действует программа по погектарной компенсации. Теоретически работать она должна. Об этом свидетельствует положительный опыт европейских стран, в которых такая схема действует практически повсеместно в первых послевоенных лет. Однако встает вопрос, сможет ли схема работать в России. Ведь это требует довольно серьезного подхода к организационным моментам как со стороны государства, так и со стороны самих селян. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов лоббизм. Так, аграрное лобби посчитало, что денег выделяется мало, Минфин — что и этих-то много, и вопрос вступил в стадию активного обсуждения. Над схваткой в настоящий момент находится только лобби нефтяных компаний. Которые настолько рады, что с них сняли социальную нагрузку по обеспечению села топливом, что боятся спугнуть удачу.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *