Офшорная амнистия - кнут в виде пряника?

Амнистия офшорам не поможет. Они умрут

Правительство РФ обсуждает офшорную амнистию для российских бизнесменов, в том числе рассматривает идею не брать налог при возвращении капитала в Россию. А ведь ранее обсуждалась тема об ужесточении мер по противодействию увода капиталов за границу. Выходит, кнут проиграл прянику? Но поможет ли амнистия в деофшоризации российской экономики?

Вообще, борьба с использованием офшоров для ухода от уплаты налогов входит в число приоритетных задач российских властей — кстати, помнится, что президент Владимир Путин называл проблему офшоров эпидемией мировой экономики, не только чисто нашей, отечественной. Из прессы помнится также, что идею амнистировать офшоры российских бизнесменов, чтобы мотивировать их вернуть деньги в Россию на фоне оттока капитала из страны, поддержала не так давно и спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.

То есть проблема не новая, и "те, кто наверху", о ней очень даже в курсе и закономерно озабочены. Свои законопроекты уже предложили российские сенаторы, члены правительства, активно обсуждают эту тему на уровне фракций и комитетов депутаты Госдумы. По нынешним сообщениями прессы, в правительстве якобы склоняются к варианту бесплатной амнистии, а вот минфин при этом выступает за введение хотя бы какого-то небольшого платежа, что принесло бы доход в государственную казну.

Несколько членов верхней палаты российского парламента, пишут "Известия", уже предложили запретить офшорам получать господдержку через Внешэкономбанк и механизм госгарантий и закрыть им доступ к госзакупкам. А минфин РФ, по информации прессы, которая по этому поводу чаще всего ссылается на некие "неназванные источники" в правительстве, якобы готовит законопроект, обязывающий российских граждан и юридических лиц платить налоги с доходов принадлежащих им иностранных компаний.

И это тот случай, когда даже "неназванным" стоит в какой-то мере поверить — скорее всего, именно так и обстоит дело. Но, сами понимаете, все это пока на уровне обсуждений, ведь официально-законодательно толком еще ничего не закреплено. Но, тем не менее, есть верная примета: если пресса долго обсуждает какую-то тему и ее никто не опровергает — значит, жди этого самого закрепления. А что по этому поводу думают эксперты из числа тех, которые не привыкли прятаться за, так сказать, "неназванностью", то есть вполне реальные российские ученые и бизнесмены?

"Это вопрос другого измерения, то есть, который не измеряется этой самой дихотомией кнут-пряник, — рассказал в интервью Pravda. Ru заведующий кафедрой управления бизнес-процессами в сфере производства и сервиса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), доктор экономических наук, профессор Дмитрий Земляков. — Бизнес всегда ищет там, где ему выгодно. Это вопрос, скорее, прагматической направленности. То есть, здесь просто вопрос экономической целесообразности.

Амнистия в деофшоризации поможет российской экономике настолько, насколько сильным будет стимул, потому что офшоризация — это, конечно, некоторая налоговая оптимизация для бизнесменов, для бизнеса. То есть уход в офшоры — это налоговая оптимизация. И если амнистия будет предлагать существенно лучшие условия, то она поможет бизнесу".

У нас офшорам принадлежит большой сектор, поэтому проблему так или иначе надо решать, считает эксперт. Это было в мае еще осознанно, и ужесточение внешней ситуации, в принципе, только подтверждает правильность этого направления, то есть деофшоризацию. Речь идет о финансовых ресурсах, потому что санкции в основном ударили именно по финансовому сектору. Поэтому нужно искать и использовать любые резервы, это может быть в том числе и деофшоризация, то есть, фактически, легализация бизнеса, репатриация бизнеса. То есть, нужно решать вопрос, как-то парировать последствия санкций в финансовом секторе. Это самая серьезная угроза, которая для экономики сейчас есть, добавил Дмитрий Земляков.

"Есть разные способы наполнить бюджет страны деньгами, можно использовать все, в том числе и это, — считает председатель комитета по экономике московского отделения "Опоры России" Алексей Кневский. — Но в данном случае нет противоборства "кнута и пряника", просто это разные вещи. Такое предложение отчасти может быть для некоторых бизнесменов привлекательным, если оно действительно будет выполняться. Деофшоризация российской экономики может помочь в части, касающейся вопроса доверия. Например, декларируется, что ни один вид деятельности, который работал вместе с офшорами, не будет подвергаться потом гонению со стороны фискальных органов. Если действительно практика будет такова, то будет, скорее всего, очень робкое начало. Но если жизнь будет доказывать, что это все работает, то это может быть существенным. Новое предложение — еще один инструмент для того, чтобы интенсифицировать процесс этой деофшоризации".

Вроде все понятно… Но в заключение, как бы для полноты картины, все-таки позволим себе еще раз нырнуть в недавнюю историю вопроса. Еще в декабре 2011 года Владимир Путин, тогда еще (уже) не президент РФ, а председатель правительства, весьма жестко обращал внимание на проблему злоупотребления офшорами (цитата с официального правительственного сайта): "Кто хочет хранить средства где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим". И еще коротко: "За офшором не видно конечного бенефициара".

13 декабря 2012 года в послании Федеральному Собранию уже (снова) президент РФ Владимир Путин заявил: "Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики… Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции…" И весь 2013 год, и нынешний 2014-й шла отработка вариантов применить деофшоризацию на практике — с целью, как надо понимать, выявить "конечных бенефициаров". 12 декабря 2013 года Путин еще выступил перед Федеральным Собранием с ежегодным посланием, в котором опять обратил серьезное внимание на необходимость деофшоризации экономики.

По-видимому, в четвертый раз он просто говорить об этом уже не будет (тем более, что, по русской поговорке, Бог троицу любит). То есть какие-то серьезные меры в России по деофшоризации грядут наверняка. И, скорее всего, недолго осталось. Таков общий вывод.

Читайте также:

Бизнес укроется от Большого брата в Крыму

"Мышь умнее наших олигархов"

Российские капиталы сбегутся домой?

Счастье на Кипре закончилось

Спасут ли экономику особые зоны

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе