Почему "акулы бизнеса" вымирают в России

"Свечной заводик" - пока несбыточная мечта россиян

Согласно соцопросам, немалая часть россиян мечтает заняться собственным бизнесом — и верит в свою "счастливую звезду". Вот только реальными успехами может похвастаться всего 3 процента населения. Что лишний раз доказывает — отдавать страну в безраздельное владычество "всесильного либерального рынка", забыв о роли государства, все еще рановато.

К бизнесу готовы

Если, конечно, Россия и дальше хочет оставаться великой державой — а не совершить "откат" в "лихие 90-е".

Тридцатого мая ВЦИОМ опубликовал результаты любопытного опроса, касающегося отношения россиян к занятию бизнесом. Его итоги (в некотором смысле) могут утешить и "рафинированных" рыночников, и таких же "государственников".

Первые наверняка будут рады, что с 1991 года выросло число людей, желающих открыть собственное дело, с 29 до 34 процентов. Причем среди молодежи этот показатель явно "зашкаливает" — там готово "идти на самостоятельные хлеба" целых 60 процентов опрошенных!

А вот, скажем так, не очень большие почитатели рыночной модели не без удовольствия узнают, что число тех, кто собственным бизнесом заниматься не желают категорически, возрос с 49 процентов в конце горбачевской перестройки — до уже 60 процентов. Это в среднем — среди лиц пенсионного возраста, например, "рыночников" всего 6 процентов.

Также можно заметить, что подобный рост в каждой из категорий опрошенных произошел за счет резкого снижения доли неопределившихся — с 20 процентов в 1991 году до 3 процентов.

Действительно, в последние годы СССР о рынке больше судили по газетам и ТВ. А за четверть века с этим явлением все без исключения россияне познакомились лично. И равнодушных почти не осталось — причем, подавляющее большинство настроены со знаком "минус". То есть, конечно, не столько в отношении рыночной модели как таковой — столько в оценке своих способностей играть там самостоятельную роль, организатора бизнеса, а не наемного работника.

Настоящие бизнесмены

Собственно, и с 34 процентами "потенциальных бизнесменов" тоже еще надо разобраться. Ведь почти половина из них, 47 процентов, не предпринимает никаких шагов для открытия собственного дела. Еще 33 процента собираются "сделать это в ближайшем будущем". Что, в силу растяжимости этого понятия, живо напоминает мечты гоголевского героя, помещика Манилова, грезившего замечательными проектами, жаль только, так и откладывавшим их до конца своей жизни.

И лишь 17 процентов (из 34 процентов от общего количества) реальные шаги в достижении бизнес-успеха таки предпринимают. Вот только эти люди составляют всего-то чуть меньше 6 процентов от всей массы опрошенных. Впрочем, социологи смогли и немного "подсластить пилюлю" этих довольно-таки провальных для либеральной мифологии результатов — все же 3 процента участвовавших в опросе уже имеют собственное дело.

Таким образом, фактически удельный вес реальных бизнесменов (и тех, кто предпринимает реальные усилия ими стать) балансирует возле показателя где-то около 9 процентов. Остальное все в духе "мечтать не вредно".

Но стоит ли об этом переживать? Ответ на этот вопрос, пожалуй, следует "искать от противного". Например, исходя из перечня сфер, которые особенно интересуют потенциальных бизнесменов для приложения их талантов.

И оказывается, что больше всего прельщает будущих "акул бизнеса" торговля — 24 процента. Общепит, транспорт, бытовое обслуживание — еще 17 процентов. Пищевая промышленность, товары народного потребления — 8 процентов. Пять оцентов — медицина, образование, культура и досуг населения. А вот производство техники, оборудования манит к себе всего 8 процентов опрошенных.

Правда, еще 16 процентов готовы заняться загадочным "другим". Хорошо, если в это понятие входит, например, аэрокосмическая промышленность, а не готовность стать директором фирмы "Гора и копыта", объявив набор "менеджеров широкого профиля". 

Крупный, средний и мелкий бизнес

Хотя, с другой стороны, может, и не стоит требовать с доморощенных бизнес-энтузиастов слишком многого? Ну пусть в российских городах объективно и не требуется такая масса торговых точек, но как минимум они дают работу немалому числу людей. Хотя они же вполне могли бы найти ее и в качестве продавцов в супермаркетах.

Да, это было особенно важно в 90-х, когда под видом "рыночных реформ" прозападные либералы усиленно разрушали доставшуюся в наследство от СССР промышленность, а остававшимся без работы людям надо было хоть на что-то жить. К счастью, разрушили не все, благодаря чему Россия и встала с колен, вновь заявив о себе, как о великой державе.

И главным основанием для этого стали не успехи мелкого и среднего бизнеса, а достижения ВПК и других стратегических отраслей, вроде нефтегазодобычи, стройиндустрии, автомобилестроения и т. п. Где, конечно, тоже нужны талантливые кадры — но, в первую очередь, квалифицированные рабочие, специалисты, менеджеры — а отнюдь не те, кто обязательно желает быть "самому себе хозяином".

Как, впрочем, и во всех развитых странах, где "первую скрипку" в экономике играют крупные корпорации, с довольно ограниченным кругом собственников и топ-управленцев — дающие работу миллионам наемных работников.

Так что, как по мне, к результатам опроса ВЦИОМ стоит относиться достаточно снисходительно. На самом деле этот выбор давно сделан — не только в РФ, но и во всем мире — в пользу крупного бизнеса, будь то частного или в виде госкорпораций. Где и самые предприимчивые люди могут найти применение своим талантам — в роли руководителей различных звеньев, подразделений крупных фирм.

А миллионы мелких собственников… Их, конечно, в современной западной цивилизации принято всячески хвалить, поощрять, давать немало преференций. Дескать, "средний класс — основа политической стабильности". Но, в общем-то, их роль в мощи национальных экономик не так уж и значительна. Следовательно, и удельный вес тех, кто хочет заняться собственным бизнесом — или категорически не желает этого, особой "погоды" для российской экономики и благосостояния граждан не делает.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру