В Китае введен мораторий на строительсво административных зданий

Китай проигрывает в борьбе с коррупцией

Правительство Китая вынужденно признать, что коррупция внутри страны приняла угрожающие масштабы. В государственных СМИ появилось известие о пятилетнем запрете на строительство любых административных зданий. В закрытую категорию попадают гостиницы, бизнес-центры, учебные заведения и прочие дорогостоящие, но не первостепенные по важности, объекты.

Решением правящей Коммунистической партии отныне все бюджетные средства должны расходоваться только на развитие экономики страны и улучшение благосостояния ее жителей.

Поводом для принятия директивы послужило массовое недовольство граждан, вызванное явными нарушениями, допущенными при строительстве правительственных зданий. Какие именно нарушения возмутили рядовых китайцев не уточняется, но очевидно, что речь идет о нецелевом использовании крупных денежных средств. После появления в беднейших районах страны элитных бизнес-центров, построенных на выделенные для борьбы с последствиями стихийных бедствий и нищетой средства, и вскрытия еще ряда подобных фактов, люди хотят быть уверенными в честном распределении бюджетных средств. Подобные инциденты подрывают репутацию партии и требуют незамедлительного отклика, чем и объясняется строгость принятых мер.

Постановление запрещает не только строительство, но и покупку зданий для расширения административных площадей. Проводить ремонт на уже имеющихся территориях можно только после истечения срока эксплуатации и под жестким контролем над составлением смет. Обновление офисной обстановки, техники и реконструкция помещений запрещается даже под видом получения спонсорской помощи или безвозмездных пожертвований. Все поступившие в бюджет средства планируется использовать максимально экономно, исключив из статьи расходов организацию банкетов и подобных им представительских мероприятий.

Читайте также:  Китай - чудо экономики или мыльный пузырь?

Китай проигрывает борьбу с коррупцией. 285120.jpeg

В стране наблюдается острая социальная неоднородность, лишь усугубляющаяся коррумпированностью власти. Сторонним наблюдателям импонирует жесткое законодательство, направленное на борьбу с нечистыми на руку чиновниками. Пожизненное заключение, конфискация имущества и даже расстрел могут быть применены к расхитителям общественных средств, но все эти меры не устрашают желающих запустить руку в государственную казну. Их количество неуклонно растет, и Китай уже не в силах скрывать свою внутреннюю проблему.

Обличенные властью чиновники с успехов переводят украденные деньги на иностранные счета и вывозят ближайших родственников за границу, присоединяясь к ним по завершению служебного срока. Семьи переезжают за рубеж официально, количество иммигрантов только в США превышает миллионную отметку. Практика воссоединение с главой семейства давно отработана. В ход идут фальшивые документы и обкатанные схемы — обмен опытом, затянувшийся до полного оседания в принимающей стране, или банальные туристические поездки длинною в вечность.

Центральный банк КНР провел статистические исследования, согласно которым с 90-х годов Китай безвозвратно покинуло около 18 тысяч партийных функционеров, прихвативших с собой не менее 127 миллиардов долларов. Цифра огромна, но продолжает расти. Практически в каждой из семей высокопоставленных чиновников дети имеют вид на жительство в Европе или США, что открыто свидетельствует о готовности в любой момент сменить страну проживания. На родине партийцы владеют только должностью, храня все самое ценное (семьи и состояния) за границей.

Читайте также:   Для кого опасна новая "китайская мечта"?

Китай проигрывает борьбу с коррупцией. 285121.jpeg

Чем же объясняется неприкрытое воровство, не сдерживаемое рамками даже самого строго законодательства? И сами китайцы, и сторонние эксперты видят корень всех зол в тоталитарном режиме правящей партии. В стране отсутствует система независимых судов и контролирующих органов, все подчинено коммунистической партии. Возможно, решению проблемы помогло бы публичное обнародование информации о личном имуществе чиновников и ближайших членов их семей (многие не имеют в собственности практически ничего, оформляя все счета на жен и детей). Подобная практика декларирования давно заведена в европейских странах, но до сих пор не применяется в Китае. Все попытки отдельных деятелей раскрыть тайну состояний наталкиваются на резкое неприятие инициативы.

Член всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) Хань Дэюнь уже 8 лет подряд пытается продвинуть свое предложение об открытости доходов, но большинство неизменно голосует — против. Редкое единодушие красноречиво сигнализирует, что личные интересы явно превалируют над общественными. При текущем положении дел любые антикоррупционные законы бессильны. По сути, показная строгость китайского правосудия является лишь бумажной декорацией, за которой и разворачивается настоящее представление.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Абрамова
Мария Абрамова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру