Кто заплатит за ленд-лиз

Наши деды воевали, а США им за это помогали. Материально. За эту "помощь" СССР в военное время платил золотом, а в послевоенное — валютой. Теперь платит Россия, как правопреемник Советского Союза. А вообще после Великой Отечественной Штатам "отстегивали" не только мы, но и весь мир: кто-то рассчитывался сырьем, а кто-то "открытыми рынками".

Примечательно, что оценки поставок по ленд-лизу людей, которые имели непосредственное отношение к ним, в корне отличаются от того, что пишется ныне. Советник Франклина Рузвельта Гарри Гопкинс признавался: "Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русской армии".

Читайте также: "Спонсоры войны"

Даже главный ленд-лизовский идеолог и автор очень тенденциозной послевоенной книги "Ленд-лиз — оружие победы", которая стала "настольной" для отечественных очернителей отечественной же истории, госсекретарь США Эдвард Стеттиниус в годы войны отмечал: "За эту помощь русские уже заплатили цену, которая не поддается измерению в долларах или тоннах. Это — миллионы нацистских солдат, убитых или взятых в плен, нацистские танки, превращенные в груды железного лома на поле боя, пушки и грузовики, брошенные отступающими германскими армиями".

Но эти все признания звучали в годы войны. В послевоенное же время Советскому Союзу, так же, как и остальным странам антигитлеровской коалиции предъявили счёт. Всю ленд-лизовскую боевую технику, оставшуюся у Красной Армии после окончания Второй Мировой, мы обязаны были вернуть. Вот только американцы посчитали это в большинстве случаев экономически нецелесообразным.

Поэтому танки и бронетранспортёры резались, грузовики шли под пресс, самолёты давились танками и тракторами. Для любителей дайвинга настоящим раем на Балтике является Кассарский плёс, где нашло упокоение несколько десятков торпедных катеров, больших охотников за подводными лодками и тральщиков. Аналогичные захоронения ленд-лизовских боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ СССР есть и в Японском море, и в Татарском проливе.

Заметим, что проникновенную речь "о шланге" (чит. "Спонсоры войны" прим. ред.)Франклин Делано Рузвельт произнёс в "Овальном кабинете" в присутствии прессы 17 декабря 1940 года. Тогда ещё Советский Союз был, впрочем, как и Соединённые Штаты, нейтральным государством. "Шланг" предназначался для Британии и Греции…

"И вот теперь, в декабре 1940-го, Британия вела отчаянную битву за то, чтобы это страшное пламя не перекинулось через узкий Ла-Манш на её землю, а затем — через Атлантику на Американский континент", — признаётся главный "ленд-лизовец" Эдвард Стеттиниус в своём трeде "Ленд-лиз — оружие победы". Итак, "пожар" гасить США всё- таки собирались в Европе, чтобы "через Атлантику на Американский континент" не перекинулся.

Затем у того же Стеттиниуса просыпается совесть не только за Соединенные Штаты, но и за все "демократические страны". "Теперь, задним умом мы понимаем, что если бы у нас, американцев, как и у других демократических стран, достало политической воли остановить Японию в 1931-м, Италию — 1935-м, а Германию в 1936 году, даже если бы пришлось применить силу, то нам не пришлось бы теперь сражаться в величайшей войне, какую знала история", — запоздало откровенничает в своей книге Стеттиниус.

Практически с самого начала нацистского вторжения СССР начали оказывать военную помощь. В Соединённых Штатах Америки (практичный всё-таки народ там обитает) долго взвешивали и гадали — стоит ли вообще помогать "советам". В Британии не раздумывали и сразу же предложили посильную "помощь". В Союз с "островов" пошла военная техника. Частью использованная британцами, что называется "до дыр", частью та, которую ни метрополия ни её доминионы даже в критических условиях уже использовать не хотели (кстати, "битва за Британию" ещё продолжалась), а частью заокеанский ленд-лиз, не нашедший применения даже в осаждённой Британии…

"Я вижу в небе германские бомбардировщики и истребители с ещё незажившими рубцами от ран, нанесённых им англичанами, радующихся тому, что они нашли, как им кажется, более лёгкую и верную добычу". — сказал Уинстон Черчилль в своём радиообращении к британскому народу после вторжения нацистов в СССР.

Насчёт "англичан", сражавшихся в небе над метрополией, английский премьер патриотически переборщил. Примерно треть лётчиков-истребителей, защищавших небо Британии, были славянами — поляками и чехами. Но не об этом сейчас речь. Британия, действительно, могла вздохнуть спокойно. Люфтваффе нашли "как им кажется, более лёгкую и верную добычу". А раз так, то почему бы и не помочь… 

По ленд-лизу Британии из Соединённых Штатов были поставлены истребители малоизвестной тогда фирмы "Белл"—P-39 "Аэрокобра". Примечательно, что ни один из пришедших из-за океана истребителей англичане так и не использовали. Заокеанская "Воздушная рептилия" не могла бороться с самолётами Люфтваффе, на заданных последними высотах. В результате машина ушла транзитом в СССР. К чести конструкторов фирмы "Белл", стоит сказать, что их творение пришлось по душе советским лётчикам, но только после того, как самолёт был модернизирован по прямой указке советских специалистов, спешно отправленных в Штаты для лечения "детских болезней" "Аэрокобры".

На "аспидах" летали многие советские асы, включая и Покрышкина, что впоследствии дало основание фирме "Белл" разрекламировать свой истребитель, до этого забракованный британцами. Американские пилоты, сражавшиеся на "Аэрокобрах" на Тихоокеанском ТВД, с подобной постановкой вопроса были в корне не согласны. Если кто и считал там Р-39 "лучшим", то только японские лётчики-истребители…в качестве желанной цели. Американцев, одержавших хоть одну победу на летающих "пресмыкающихся", можно, что называется, пересчитать по пальцам.

Столь же разнятся боевые достижения советских лётчиков и их западных коллег, летавших на истребителях фирмы "Кертис" семейства Р-40. Большая часть из них была доставлена в Союз по контрактам, заключённым ещё в 1941 году, то есть до одобрения Франклином Рузвельтом распространение закона о ленд-лизе на Советский Союз. Были образцы авиатехники, которые в СССР и вовсе не жаловали. Обидные прозвища "обормот", применительно к английскому транспортно-бомбардировочному "Альбермейлу", или "тарантайка" — к опять же британскому бомбардировщику "Хэмпден". Не говоря уже о "Хурикейне", русскую "кличку" которого по понятным причинам не упоминаем.

"Альбермейл" пытались в СССР использовать, и в качестве бомбардировщика, и в качестве транспортного самолёта. Безуспешно… В конце концов перегнали в тыл, где приспособили для обучения прыжкам с парашютом. Но и здесь "обормот" не пользовался популярностью, ибо его тесный салон, к тому же ещё и разделённый переборками доставлял массу неудобств.

"Хэмпдэн", который британцы поставляли, как чистый бомбардировщик, в СССР переквалифицировался в торпедоносец. Подобную же трансформацию претерпел и американский штурмовик А-20 "Бостон". Видать, у нас и у американцев были разные представления о том, каким должен быть штурмовик. Но в минно-торпедной авиации флота "Бостон" зарекомендовал себя вовсе неплохо.

Можно было бы сделать анализ и по другим типам самолётов, поставлявшимся СССР из-за рубежа. С примерно аналогичными результатами. В итоге, Советский Союз получил 14126 самолетов из США и 4171 — из Великобритании (включая оплаченные золотом). Истребители из этого числа составляли 75%. На бомбардировщики приходилось 20%. Остальное — разведчики, транспортные самолёты и летающие лодки. На отечественных заводах самолётов было произведено более 122 тысяч.

В современной зарубежной исторической литературе, а вслед за ней и в отечественной, можно встретить термин "предленд-лиз". Пока в Лондоне и Вашингтоне рядили и гадали, стоит ли подключать СССР к договору о ленд-лизе, в Союз шла помощь, оплачиваемая золотыми слитками 999-й пробы. Об этом может быть и до сих пор никто бы не узнал, если бы не аварийно-спасательная служба советского Северного Флота, обнаружившая на дне британский крейсер "Эдинбург" с пятью с половиною тоннами золота.

Стоит особо затронуть тему так называемого "предленд-лиза". На западе до сих пор кичатся тем, что в данный период британцы поставили в Союз 5812 двухфутовых (42 мм) противотанковых пушек. Этими орудиями, за которые, кстати, мы опять таки расплачивались золотом, поставки артсистем с Британских островов и ограничились. Для сравнения: только "сорокопяток", не считая более мощных противотанковых орудий, с начала войны и до её завершения в Советском Союзе было выпущено 50221 единица. Разница чувствуется…

Если уж затронули артиллерию, то стоит сказать, что из-за океана в 1942-44 годах было отправлено (не факт, что всё дошло) 5399 стволов 40 миллиметровых зенитных орудий "Бофорс", производимых в США по шведской лицензии, а также чуть более 240 зениток американской разработки и производства, калибра 90 мм. Последние, кстати, пролежали невостребованными на складе в смазке до конца войны и были уничтожены, как и большая часть ленд-лизовской боевой техники и вооружения, после окончания войны. Для сравнения: 85 миллиметровых зенитных орудий 52-К за годы войны в Советском Союзе было выпущено 10792 единиц, а 37 мм "зениток" 61-К — 18510.

Ещё смешнее выглядят попытки посчитать оплачиваемые золотом поставки стрелкового оружия. Не запечатлели ни фото ни кинодокументалисты воинов Красной Армии со столь востребованными американскими "мафиози" образца 30-х годов пистолетами-пулемётами "Томпсон". А они, наряду с британскими "Стэнами", поставлялись в СССР по "предленд-лизу" в обменнарусское золото.

Иногда говорится о том, что ленд-лиз помог выстоять Советскому Союзу во время битвы за Москву. Но только 1 октября 1941 года был подписан Первый Московский Протокол о снабжении Советского Союза до конца июня 1942 года. В конце месяца, 30 октября, Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заём на сумму $1 млрд с оплатой в течение десятилетия, начиная с шестого года после окончания войны. Впоследствии были подписаны еще три Протокола — Вашингтонский, Лондонский и Оттавский.

Официально ленд-лизовские поставки были приостановлены 12 мая 1945 года. С этого момента и вплоть до перехода Красной Армией маньчжурской границы поставки осуществлялись уже по "специальной программе 17 октября", то есть платно. К слову, в разгар Сталинградской битвы поставки и вовсе были прекращены. Поводом стал почти полный разгром легендарного конвоя PQ-17, брошенного собственным охранением…

Когда начинают считать военные грузы и поставки, как сейчас бы сказали "двойного назначения", то почему-то не учитывают потери при их доставке. Меж тем из 12366 танков, отправленных в СССР, до места назначения добралось 10864. На дне Атлантического океана до сих пор лежит 443 лёгких и 1058 средних танков. К сведению, за время Великой Отечественной в СССР было произведено 14694 лёгких танков. До советских портов дошло всего 1260 лёгких ленд-лизовских танков, причём почти все они, как и недошедшие 443, были покупные. Начиная с 1942 года на Восточном фронте Вермахт и Красная Армия боевые машины данного типа использовали уже по инерции. В танковых сражениях, что называется "стенка на стенку", особой надобности в них не было.

Что касается средних танков, то американцы, британцы и канадцы нам поставили 10662 боевых машины, из которых благополучно добралось до СССР 9604. На отечественных заводах было выпущено 54713. Тяжёлых танков в СССР была поставлена … всего одна единица. Единственный М-26 "Першинг" мы купили для испытаний. Его и сегодня можно увидеть в экспозиции музея в Кубинке. Советская промышленность за время войны выпустила 7841 тяжёлый танк.

Говоря о доставке грузов стоит отметить, что самый короткий маршрут через Атлантику оказался и самым опасным. Столь же ненадёжным из-за перманентных проблем союзников на Средиземноморском ТВД был и маршрут через Иран. Кстати, подавляющее большинство из более чем 427 тысяч поставленных по ленд-лизу автомобилей были иранской и иракской сборки. Значительная часть грузовиков собиралась в Союзе.

Кстати, собранные на отечественных заводах автомобили по официальной статистике не входят в число 219 тысяч произведённых в годы войны в СССР авто. А следовало бы включить… Трудно сказать какое число автомобилей, выпущенных в довоенные годы, дожило до конца войны. Но доподлино известо, что только трофейных автомобилей в Красной Армии на 1 мая 1945 года числилось 60 с половиной тысяч. То есть автомобилей отечественного производства было на порядок больше.

Что до ленд-лизовской техники, то кроме отлично зарекомендовавших себя на фронтовых дорогах "студебеккеров", "виллисов", "доджей", амфибий "джи-пи-ви" и т. д. в Союз иногда поступали и "оригинальные" авто, как-то GMC и Reo без крыши… Для Африки или Италии они были в самый раз, но только не для Союза.

Менее опасен был Тихоокеанский маршрут. Кстати, на тихоокеанском маршруте, ввиду того, что Соединённые Штаты вели отчаянную войну с Императорской Японией, перевозки ленд-лизовских грузов осуществлялись исключительно моряками советского торгового флота. Флаг нейтрального государства, равно, как и "нейтральная марка" на борту, не защищали от враждебных действий обеих воющих сторон. В этом убедились моряки Дальневосточного морского пароходства. В принципе, международное морское право позволяет атаковать торговые суда нейтральных государств, если они идут в охранении боевых кораблей воющей державы, а также, если они находятся во вражеских портах или территориальных водах.

Но одно дело топить нейтралов, заведомо зная, что они промышляют военной контрабандой, а другое — суда своих союзников, с союзническими же грузами, будучи прекрасно осведомлённым, что у них другого пути, кроме как через террводы противника, нет. Доподлинно известно что жертвами американских подводников стали три советских судна.

Командир субмарины "Софиш" за один день 17 февраля 1943 года записал на свой боевой счёт пять тысяч тоннажа, утопив советские сухогрузы "Кола" и "Ильмень". Более удачливым оказался его коллега, командовавший подлодкой "Спейдфиш", отправивший 13 июня 1945 года на дно 11439 тонн советского тоннажа — транспорт "Трансбалт".

Итогом этих "дружеских" атак стала гибель 57 советских моряков и нескольких десятков тысяч тонн груза. Американских асов торпедных атак командование чуть-чуть пожурило. Менее всего повезло командиру "Спейдфиша". С его боевого счёта "сняли" "трансбалтовскиетонны"… Компенсировали ли Советскому Союзу Соединённые Штаты огрехи своих подводников? Отнюдь…

После войны американцы требовали расплатиться за поставки грузов, которые могли быть применены после войны в гражданских целях. Вот здесь и начинается прелюбопытная арифметика. Итак, тушёнка и консервированный борщ, которые производились в США по заказу СССР и по советской же рецептуре, также как и столь экзотические и абсолютно излишние для рациона солдат вещи, наподобие, мяса курицы или индейки в шоколаде, были съедены.

Колючая проволока, которую американцы с упорством, достойным лучшего применения, продолжали поставлять и в 1944 и в 1945 году, несмотря на просьбы из Москвы прислать что-нибудь более нужное на тот момент, осталась ржаветь на местах оборонительных боёв Красной Армии. Медь и алюминий ушли на предприятия. За нефтепродукты, кстати годившиеся только для заправки капризной в плане топлива ленд-лизовской авиатехники, мы полностью рассчитались за счёт обратной поставки сырой нефти и нефтепродуктов ещё в годы войны.

Что же в итоге выходит… Часть всё тех же автомобилей, успевших избежать пресса, благодаря тому что вовремя попали в народное хозяйство, паровозы и вагоны, станки, торговые суда, телефоны и так далее.

Когда речь заходит о послевоенной расплате за гражданский ленд-лиз, кроме паровозов, станков, грузовиков и тому подобных союзнических поставок, как сейчас бы сказали "двойного назначения", фигурируют в прейскуранте "нанятых историков" и торговые суда. Советскому Союзу по программе "даём в аренду и взаймы, а затем требуем бабки" было предоставлено 133 грузопассажирских, сухогрузных и наливных судов.

Сухогрузы типа "Либерти", как их в самих Штатах называли "суда на один рейс" были поистине революционными в судостроении. Поточная сборка, рекордные сроки от закладки до ввода в строй, минимум технических изысков, самая большая в истории мирового кораблестроения серия. В общем — типичный продукт военного времени. Но к "либертосам" у советских моряков, как раз было меньше всего претензий.

Более того, понравившиеся своей дешевизной, простотой и относительной добротностью, суда данного типа Министерством морского флота СССР в послевоенное время прикупались в Италии, Греции и других странах и прослужили верой и правдой до 70-х, а некоторые и до 80-х годов. Например, "Одесса", использовавшаяся после списания как плавсредство Владивостокского порта, ушла на разделку только на грани века прошлого и нынешнего.

Но дело в другом. По ленд-лизу нам предлагался и другой "продукт военного времени", каким-то чудом избежавший сталелитейного бума 20-х… Поставленные по ленд-лизу сухогрузные пароходы "Белинский", "Лев Толстой", "Кузьма Минин", "Магадан", "Полтава", "Сухона", "Фабрициус", "Ян Томп", "Родина" и "Вишера" были возвращены в виду "неудовлетворительного технического состояния". Сухогруз "Самарканд" возвращать не стали из-за опасений, что он не сможет из-за ветхого состояния пересечь океан и превратили в плавучее общежитие. Срок службы всех выше перечисленных судов от момента их передачи Советскому Союзу до возврата Соединённым Штатам варьировался от трёх лет до трёх месяцев…

В войну погибло 4 ленд-лизовских сухогруза. В первые послевоенные годы — ещё пять. Кроме того из трёх британских "эмпайеров" мы в 1946 году, по договорённости, вернули два.

Что касается танкеров, то из 28 единиц данного класса судов, включая вошедшие в состав ВМФ, возвращено по причине негодности к дальнейшей эксплуатации девять: "Апшерон", "Валериан Куйбышев", "Варлаам Аванесов", "Донбасс", "Москва", "Советская Нефть", "Таганрог", "Туапсе" и ещё один "Донбасс". Первый "Донбасс", проплававший под советским флагом чуть более 10 месяцев, был любезно заменён другим танкером, получившим такое же имя. Срок службы преемника исчислялся четырьмя месяцами и четырьмя днями, после чего он с рекламациями был возвращён на родину…

Из 17 оставшихся танкеров 7 входили в состав Тихоокеанского флота и разделили участь львиной доли ленд-лизовских боевых кораблей — под неусыпным оком бывших союзников в Японском море было затоплено пять из них, а оставшиеся два разобраны на металл. Что касается их гражданских собратьев, то из 17 "нерекламационных" танкеров один погиб во время войны, один — в первые послевоенные год, а ещё 12 были возвращены Соединённым Штатам в 1948 году. В итоге американских ленд-лизовских танкеров в СССР осталось только три.

Таким образом, советский торговый флот "обогатился" на 83 сухогруза и три танкера. Напомним, что потерянное в войну, равно как и в первые послевоенные годы (срок действия договора — 5 лет, а большинство судов поставлено было в 1943-45 годах) оплате не должны были подлежать. Вычитаем из этого количества три судна, причиной гибели которых стали атаки американских подводных лодок — получается 83 торговых судна, ане99,какутверждают западные историки.

После войны были возвращены и все три ледокола, поставленные СССР по ленд-лизу. Правда, остались буксиры, да и то не все из около трёх десятков, поставленных "щедрыми" союзниками, два "речника", попавших в ведение НКВД, нас заставили взорвать, что и было исполнено в соответствии с "союзническим долгом"…

А как же пресловутые средства производства военной техники, те же станки? Приверженцы точки зрения исключительной роли союзнических поставок в победе Советского Союза в Великой Отечественной войны с неохотой, но всё же признают, что сравнивать количество металлообрабатывающих станков, приплывших из-за океана и произведённых в военное время в Союзе, бессмысленно. Пропорция явно не в пользу ленд-лиза. Союзническое оборудование теряется в довоенном станочном "поголовье", значительная часть из которого с оккупированных территорий всё-таки была эвакуирована на Восток.

Но тут же находиться последний аргумент, мол, станки, поставленные по ленд-лизу были куда сложнее советских. Однако почему-то никто не задался вопросом: "Зачем для выпуска "примитивного" в техническом отношении (что вовсе не значит, что оно плохое) оружия и боевой техники сложнейшее оборудование"? Немецкие конструкторы, например, пытались создать аналог сверхнеприятной для танкистов Вермахта и Ваффен-СС "тридцатьчетвёрки" — родилась "Пантера". Танк был очень неплох, но в отличие от Т-34-85 дороговат, сложен в производстве и прихотлив при эксплуатации.

Теперь паровозы и вагоны. За годы войны из США прибыло 1981 паровоз и 11156 вагонов. При этом в Советском Союзе было построено всего 92 паровоза и более одной тысячи вагонов. Помощь представляется ощутимой. Но приводя данные цифры авторы, как правило, упускают из вида, что сравнивать поставки необходимо с довоенным подвижным составом.

Паровозов на 1 января 1940 года было свыше 26 тысяч, а товарных вагонов порядка 150 тысяч. В годы войны Советский Союз потерял по различным причинам порядка 15800 локомотивов. Даже учитывая эти потери, доля американской помощи оказывается не так уж и велика.

Но самое главное — заказанные ещё в 1943 году у фирм "Балдвин" и АЛКо паровозы стали поступать только в середине 1944 года. В истории с паровозами вышло так же как и с торговыми судами. От части локомотивов, которые должны были быть поставлены по контракту, Советский Союз отказался. Не будем останавливаться на технической стороне вопроса. Просто отметим, что аналогичные паровозы теми же самыми двумя фирмами поставлялись России ещё в период Первой Мировой войны…(!!!)

Всего с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в СССР поступило 17,9 млн т различных грузов на сумму $9,8 млрд. Правда на Западе утверждают, что грузов было поставлено на сумму порядка $11 млрд. Нужно отметить, что Советский Союз, в свою очередь помогал партнерам по антигитлеровской коалиции и не только жизнями своих солдат. США получили из СССР 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота и других грузов на общую сумму $2,2 миллиона. Сумма не такая уж и большая, но если считать, сколько же задолжал Советский Союз, то необходимо учитывать и её.

Подсчёты советского долга Соединённым Штатам американскую сторону не удовлетворили. Переговоры 1948 и 1949 годов ни к чему не привели. В 1951 году американцы подошли к вопросу более трезво и согласились с советскими доводами. В результате первоначальная сумма была сокращена в 2 раза и еще на $800 млн.

К этому времени была достигнута договорённость между Соединёнными Штатами и Великобританией об установлении пропорций. Именно данные пропорции и предлагала установить для себя советская сторона. Согласно им советский долг равнялся $300 млн. И только в 1972 году в Вашингтоне состоялось подписание соглашения об урегулировании расчётов по ленд-лизу. По нему СССР обязался до 2001 года заплатить уже $722 млн, включая проценты. До июля 1973 года, когда были приняты поправки Джэксона-Вэнника, СССР успел выплатить $48 млн., после чего уплата долга за ленд-лиз была прекращена.

В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 года и сумма — $674 млн…

Несмотря на то, что почти все государства, получавшие помощь по ленд-лизу, расплатились до 1960 года и сегодня вопрос о долгах не даёт за океаном покоя. В течение долгого времени США пытались истребовать долг у Китая. Но китайское руководство рассудило здраво, что помощь от западных союзников получали гоминдановцы. Не так давно, не добившись выплат от КНР, Вашингтон потребовал уплаты ленд-лизовского долга в $180 млн от Тайваня…

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить