России есть чему поучиться у Сингапура

Вот уже лет тридцать ученые, политики и экономисты изучают феномен сингапурского экономического чуда. Сингапур, бывший одной из самых бедных стран Юго-Восточной Азии еще в середине XX века, ныне входит в десятку богатейших государств мира. После проведения широкомасштабных реформ он опережает многие развитые европейские страны по объему ВВП, уровню жизни населения и многим другим показателям.

Как опыт Сингапура можно использовать в России, Pravda.Ru рассказала научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Марина Осипова.

— Сингапурское экономическое чудо продолжает будоражить умы экономистов и простых людей. Сингапур и Россия непохожи по всем параметрам. Тем не менее, есть ли какие-то рецепты чудес в экономике? Может ли Россия перенять и использовать опыт Сингапура?

— Похожих стран нет. Вы не найдете в мире ни одной похожей страны. Это придумала не я, это сказал один из ведущих экономистов Фридрих Лист. Он, на мой взгляд не менее крупный экономист-теоретик, чем Адам Смит. Между Адамом Смитом и Фридрихом Листом существовали постоянно соперничество и антагонизм в их теориях. У Адама Смита теория была основана на воспроизводственном процессе, она была космополитична и распространялась абсолютно на все страны мира. Любая страна берет теорию Адама Смита и применяет.

У Фридриха Листа было совершенно другое. Это абсолютная теория для развития. Он говорил, например, антоновка — один пирог, райские яблоки — другой. И он утверждал, что каждая страна имеет свои особенности, для применения которых надо выстраивать отдельную модель, исходя из того, что страна хочет получить.

И первым эту теорию начал применять на практике вовсе не Ли Куан Ю, хотя он сумел ее воплотить. Первым применять ее начал, как ни странно, наш Сергей Юльевич Витте, которому развернуться во всем объеме не дали политические баталии.

— А Ли Куан Ю стал автором сингапурского чуда, так будем говорить.

— Да, автор полностью. Хотя проблемы там тоже есть. Ли Куан Ю приезжал к нам неоднократно, последний раз в 2004 году. Это личность абсолютно неординарная. И все, кто бросает камни в его огород, не попадают, потому что Ли Куан Ю изворачивался и туда, и отсюда, и здесь. Он получил два блистательных образования — экономическое в London School Economy в Лондоне и окончил Кембридж как адвокат. Родился он в 1923 году, когда Сингапур был колониальным государством в четвертом поколении сингапурцев.

Сингапур — это конгломерат нескольких национальных общин: китайская — самая крупная, малайская, индийская община, около трех процентов составляют европейцы. Государственное построение чисто английское, скопированное полностью, просто нет королевы. Роль королевы исполняет президент, который просто что-то подписывает, а у премьер-министра все рычаги власти. Он же — генеральный секретарь или представитель партии народного действия. А партия там фактически одна. Оппозиционная партия в парламенте из 89 мест имеет всего шесть голосов.

В очень тяжелом для Сингапура 43-м году Ли Куану Ю исполнилось 20 лет всего. Сингапур был английской колонией с 1819 года, а до этого просто были острова, которые принадлежали пиратам. В 1819 году мимо них проплывал Томас Раффлз и сказал: "Замечательный остров. Ну, этих пиратов мы оттуда тремя пушками выкинем".

Там и Нидерланды боролись с Великобританией за власть, но голландцев отодвинули, заняли острова и водрузили над ними английский флаг.

— Чем Сингапур так привлекателен для Европы?

— Да он вообще для всего мира привлекателен. Он находится посередине океанов, морей и проливов, все пути здесь проходят. Это такой центр экспортной торговли. Рядом производился ценный тогда каучук, добывалось олово. Все увозилось и привозилось, перерабатывалась нефть, и много других товаров там проходило. Самое удачное географическое положение. А потом не будем забывать о таком диком смешении народов и религий.

Китайская община больше всех пустила там корни. Большинство семей были китайские. И они такие вещи организовывали. В торговой палате они принимали серьезные решения, создали торгово-реэкспортный центр, в котором китайская буржуазия с большим успехом проводила реэкспортные операции. Реэкспорт — это когда из одной страны товар везется в другую, а в этой он как бы передыхает. Естественно, китайцы получали за это деньги. А малайцы и индийцы выполняли вторичную роль — разгрузить-погрузить.

До прихода Коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном после революции в Китае все китайцы Сингапура очень поддерживали китайцев в Китае, отправляли им деньги. Ли Куан Ю использовал идеологические установки Коммунистической партии. В общем, действовал полностью по программе нашего любимого Фридриха Листа: берем то, что имеем, используем в самом выгодном варианте.

— То есть, "я его слепила из того, что было"...

— Из того, что было. Вот-вот.

— Почему это не у всех получается?

— Потому что никто этим не занимается в чистом виде. Вы мне больше не назовете ни одну страну, где в чистом виде применяется теория Фридриха Листа. Сначала надо занять население, особенно если оно большое. Также Витте первым делом привел в порядок финансовую систему. Ли Куан Ю приводит в порядок финансовую систему.

Финансовую систему привести в порядок очень легко. И сейчас это сделать даже легче, чем тогда. Но нелегко заставить ее работать на экономику. Привести в порядок — это сделать так, чтобы количество денег в обращении соответствовало количеству денег, грубо говоря, в кошельке. 

Надо коррупцию победить, в первую очередь. Ли Куан Ю побеждает коррупцию. Это было сделано страшно легко. Просто он сделал одну простую вещь, которую никто не делает. Есть взяткодатель и взятковзятель. В Сингапуре их одинаково наказывают. Если я прихожу к вам давать взятку, а вы нажимаете кнопку, приходят люди, меня связывают и берут. Вот и всё! Естественно, поднимают зарплату чиновникам до 85 процентов от уровня зарплаты топ-менеджеров и т.д. И самое главное, никто никого не щадит — ни кум, ни брат, ни сват. Пример показал тоже сам Ли Куан Ю.

Витте было все сложнее сделать, потому что царская Россия очень сильно разворачивалась от самодержавного строя к буржуазно-демократическому, так сказать. А тут разворот был меньше. Корабль был легенький. Они просто от колониального прошлого чуть-чуть развернулись в сторону. Ли Куан Ю определяет десять главных отраслей, которые освобождаются от налогов на десять лет. Это привлекает большой транснациональный капитал, у которого нет родины. А он сейчас составляет практически около 70 или 80 процентов всего блуждающего в высших финансовых рынках капитала.

Второе, Ли Куан Ю делает у себя валютно-финансовый центр, создает рынок азиатских долларов. Финансовая система в порядке, десять отраслей в порядке - и заработала обрабатывающая промышленность. Она наполняет бюджет. Бюджет расходится по всем статьям и дальше работает на развитие. Развивается здравоохранение, строится социальное жилье… И главное, что говорит Ли Куан Ю, - 80 процентов сингапурцев должны стать третьим классом. Вот именно третий класс хотел вылепить Столыпин из крестьян, которым должны были давать земли. Витте собирался.

— Крепкие хозяйственники, средние обеспеченные собственники и производители...

— Да, эти люди, которым дорого то, что они имеют, поэтому они не хотят перемены власти, не выйдут требовать сменить власть.

— Таким людям нужна стабильность, надежность...

— Да. Плохо, когда в доме хозяина нет. Тогда "у семи нянек дитя без глаза". И нам, конечно, опыт Сингапура очень хорошо бы перенять.

— Что бы нам следовало взять на вооружение прежде всего?

— Нужно создать средний класс. Это самое главное, что нам надо делать. Во-вторых, нам надо действительно надо подчищать коррупционные доходы и расходы. Убирать. Третье - обязательно надо четкую экономическую программу разрабатывать. У нас нет пока такой программы.

А у Ли Куан Ю всегда была четкая позиция — вот эти отрасли освобождаются от налогов, в эти отрасли привлекается транснациональный капитал.

Надо скачать Пятикнижие, по типу Библии, пять книг Фридриха Листа. Серьезно. Это я не шучу. Изучать их подробно, что и как, какие он давал рекомендации. А дальше — нужно выстраивать те отрасли, которые требуют первостепенных вложений. Естественно, уходить от сырьевой зависимости полностью. И стабилизировать финансовую систему. Это простые вещи, они наталкиваются только на коррупционные потолки.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить