Домашний телефон становится роскошью

Россияне отказываются от проводных телефонов. Впервые за последние 13 лет специалисты фиксируют снижение количества домашних стационарных телефонов. Среди основных причин — увеличение тарифов для обычных проводных аппаратов, а также экономический кризис и развитие мобильной и IP-телефонии. Повышение тарифов только усилит эту тенденцию.

По данным MForum Analytics, в 2009 году количество подключенных домашних аппартов у россиян снизилось по сравнению с 2008 годом на 200 тыс. штук (-0,6%) и составила 33,8 миллиона. Таким образом, страна по уровню этого сегмента телефонной оснащенности вернулась на уровень 2007-го года.

Следует отметить, в тарифы на услуги проводной связи, как стоимости минуты разговора, так и ежемесячной платы растут постоянно. Также увеличивается и цена подключения. Ежегодный прирост тарифов на фиксированную телефонную связь для населения в РФ составляет 10%. Параллельно в стране развивалась, дешевела и обеспечивала покрытие сотовая связь. В итоге, россияне, как и ожидалось делают выбор в пользу мобильника, отключая свои домашние проводные аппараты от обслуживания.

Читайте также: "Продукты теперь дорогого стоят"

При этом последние 13 лет вплоть до 2005 года количество домашних телефонов в нашей стране прирастало достаточно активно — на 1 — 1,5 миллиона ежегодно. В процентном отношении максимальный прирост численности квартирных телефонов у населения отмечался в 1997–1999гг. (+6,6-6,7%). В 2003–2004-м их доля прирастала на 5,8% в год. В 2006-м прирост составил лишь 2,2% (+700 тыс.), 2007-м — 1,8% (+500 тысяч), пишет Rumetrika.

Способствовало развороту тенденции наступление кризиса и постоянное повышение цены проводной связи и развитие сетей беспроводных операторов связи, полагают эксперты. Это делает домашнюю телефонию невыгодной и все менее востребованной. Так что процесс в любом случае "пошел бы". Скорость этой тенденции придало ухудшение экономической обстановки.

Потребность экономить и неуверенность в завтрашнем дне, свойственные кризисному 2009-му, лишь усугубили ситуацию и подтолкнули сомневающихся, либо ленящихся абонентов окончательно сделать свой выбор и отказаться от традиционной телефонной связи в пользу сотовой. По подсчетам специалистов, в среднем около 30-40% всех звонков, осуществляемых из дома, приходится на мобильные устройства. Несмотря на наличие телефонных аппаратов.

Фото: AP

Причём если тенденция к ежегодному увеличению тарифов на услуги фиксированной телефонной связи более чем на 10% сохранится и далее, отток абонентов, по мнению экспертов MForum Analytics, может достичь уровня 400-600 тысяч в год — т. е. 1% и более. Проводная связь превращается в анахронизм, за который приходится платить. По всей видимости, сервисным компаниям стоило бы озаботиться снижением тарифов и поиском какого-то нового, дополнительного технического смысла для удержания домашних аппаратов в пользовании.

Учитывая, что именно тарифная политика в большей мере влияет на востребованность фиксированной телефонной связи (в 1998–1999 гг. несмотря на кризис этот показатель активно рос), только её пересмотр может повлиять на менее активное отключение абонентов домашней телефонии.

Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring в рамках онлайн-опроса выяснял у своих респондентов уровень востребованности различных средства коммуникации и информации. Речь шла о пользовании мобильной связью, Интернетом, стационарным телефоном и различными СМИ.

По данным исследования, стационарный телефон наиболее значимых средств связи для российских интернетчиков занимает только третье место после мобильной связи и самого Интернета. 27% респондентов не откажутся от него ни за какие деньги. Серди женщин (31%) стационарный телефон более востребован, чем для мужчин (23%). Исследование показало, что чем старше респондент, тем он более привязан к проводному телефону. Так, среди молодых людей не желают отказываться от этого средства связи ни при каких условиях 20% опрошенных, а среди респондентов от 45 лет и старше — 51%.

Читайте также: "Выйти на пенсию успеет не каждый…"

Для обладателей низкого уровня доходов стационарный телефон имеет большую ценность (32%), чем для обладателей среднего уровня доходов (26%), и высокого (24%). Но с постоянным ростом тарифов на проводную связь эта ситуация, конечно же будет меняться.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру