Главные тренды бюджета-2016: ВПК и соцзащита

Многие убеждены, что бюджетная политика — это очень скучное и нудное занятие с несуразным количеством малопонятных цифр, чрезмерно усложненных слов и выражений. Это, на самом деле, не совсем так. Деньги — это всеобщий эквивалент, а федеральный и региональные бюджеты — это всеобщий эквивалент государственной деятельности.

Каковы главные задачи бюджета-2016

И не случайно, в слово бюджетники включаются люди, которые играют жизненно важную функцию в нашей жизни, такие как учителя и врачи. И нынешний бюджет, бюджет-2016, при всей своей антикризисной направленности, на самом деле, очень интересный, и есть смысл обсудить основные цели и задачи бюджета этого года, ведь чтобы понять, что они делают и как они это делают, сначала нужно понять, зачем они это делают.

Бюджет-2016 формируется исходя из трех важнейших задач. Это, прежде всего, прямая и адресная поддержка наиболее уязвимых слоев населения, это стимулирование процессов импортозамещения, и развитие негосударственного сектора экономики. Конечно, это три вещи, которые будут динамически меняться в этом бюджете, и важнейшими задачами остаются национальная безопасность, национальная оборона, здравоохранение и все остальное, но особенностью бюджета именно этого года являются именно эти три задачи.

Верно, что многие считают, что в реальности государственный сектор эффективнее сможет вывести экономику из кризиса через кумулятивный эффект, но правительство подчеркивает, что даже в условиях кризиса оно будет стимулировать не госкомпании, а частников.

Под конец прошлого года, когда бюджет принимался, правительство оценивало ситуацию в экономике достаточно позитивно — процесс адаптации российской экономики и финансового сектора, — полагали в Белом доме, — при изменившихся внешних реалиях входит в завершающую стадию. То есть, уже совсем скоро экономика полностью адаптируется к кризисным условиям, будет нащупан новый уровень рыночного равновесия и, по идее, нужно бы стимулировать экономический рост, но это, очевидно, не задача 2016 года, она будет реализоваться уже в бюджете 2017 года и на период до 2019 года.

В правительстве убеждены, что удалось стабилизировать ситуацию на внутреннем финансовом рынке — и это странно, потому что кредиты запредельно, безумно дороги в России. Удалось сократить долговую нагрузку в иностранной валюте. Это, конечно, верно, но чего нам всем это стоило! Удалось снизить, как они говорят: "Инфляционные ожидания экономических агентов". То есть, грубо говоря, бизнесмены перестали закладываться на инфляцию и в целом "организовать условия для оживления инвестиционной потребительской активности, способствующей возобновлению экономического роста уже в 2016 году".

И вместе с тем в правительстве понимают, что возможно будет еще хуже. И война может быть, и цены на нефть могут упасть — это в правительстве называют "риски усугубления геополитической напряженности в мире, неблагоприятных событий в международно-финансовой системе", то есть кризис вполне может стать глобальным и вызвать ухудшение конъюнктуры значимых для России товарных рынков.

Консервативный сценарий

Казалось бы, куда дальше-то падать? Они "могут проявиться в замедлении экономического развития, усилении волатильности инфляционной курсовой динамики, снижении доходов бюджетов в бюджетной системе РФ". Конечно, ситуация в федеральном бюджете лучше, чем ситуация в большинстве региональных бюджетов, и нужно этим заниматься более конкретно.

Естественно, как в бюджетной практике принято, исходят из консервативного сценария — наверное, это правильно. Хотя, с другой стороны, все и так плохо, и если станет еще хуже, то бюджет уже вряд ли спасет ситуацию. Отменен и ряд бюджетных правил, которые действовали раньше.

И в 2016 году прогнозируется существенное сокращение общего объема доходов федерального бюджета, о чем мы будем говорить отдельно. Правительство планирует тратить резервный фонд — он станет основным инструментом финансирования пакета антикризисных мер и обеспечения ранее принятых расходных обязательств. И как говорят в правительстве, "демпфирования краткосрочных шоков", предоставляя необходимое время для адаптации объемов и структур расходов бюджета к складывающимся бюджетным возможностям в части доходов.

Кроме того, в этом году даже стали делать бюджетный прогноз на период до 2030 года. Честное слово, что угодно, когда угодно, но не в этом году: год назад, два года назад, через пять лет, и даже через год это будет лучше делать, чем сейчас. Потому что экстраполяция сегодняшней ситуации на будущее абсолютно безмысленна. В период острого кризиса производные всех экономических функций стремятся к нулю или бесконечности. Но, тем не менее, этого требует закон и правительство это делает. Так и хочется спросить — закон для людей или люди для закона?

Важнейшей задачей является сбалансирование пенсионного фонда и других внебюджетных бюджетов России. Это важнейшая задача, и ее решение бесконечно далеко от реальности. Мы будем говорить о пенсиях отдельно, как мы говорили много раз. С Пенсионным фондом нужно что-то делать, но все его бесконечные реформирования становятся, практически, невозможными (и не нужно ли его просто разогнать, возложив обязанности по пенсиям на бюджет? — ей богу, опыт показывает — дешевле будет). Но, очевидно, в этом году, в году жестокого кризиса, нужно просто терпеть и продолжать докладывать бюджетные деньги в пенсионный фонд.

И правительство прогнозирует, что даже в среднесрочной перспективе, то есть, когда кризис уже закончится, Пенсионный фонд будет продолжать испытывать проблемы, связанные с невозможностью полностью обеспечить собственными средствами в части обязательного пенсионного страхования. И так без конца?

Бюджеты регионов

Очень серьезная ситуация в бюджетах регионов. Правительство принимает меры, направленные на ограничение предельного уровня долга, дефицитов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Причем в правительстве считают, что задачи государственной политики будут усложняться, а бюджетные возможности были сформированы на более низком уровне, и преодолевать это в правительстве считают возможным путем реализации программного подхода.

Это странно, потому что в этом году ввели дополнительный код в классификацию бюджетных расходов: у нас бюджетные ассигнования в части бюджетных расходов будут реализовываться не только в виде государственных программ и подпрограмм, но и путем перечня основных мероприятий. У нас и так очень сложные номерки в кодах бюджетных расходов, а теперь появляется еще одна цифра в этих кодах, связанная с основными мероприятиями и соответствующими целевыми показателями.

Это, как считают в правительстве, будет способствовать повышению обоснованности бюджетных расходов, как на этапе их формирования, так и приведет к повышению их прозрачности и расширению возможности оценки их эффективности.

Что из этого выйдет? Опыт показывает, что это усложняет конечно работу, но, с другой стороны, какая-то польза есть. Конечно, мы бесконечно далеки от требуемого уровня прозрачности, но, тем не менее, что-то делается, и точно можно сказать: если не пытаться ничего изменить — лучше не станет, а если результаты становятся лучше, но не сильно — это все равно лучше, чем ничего.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить