Россияне недовольны своим финансовым положением, но продолжают много тратить

Широкая русская душа в тисках кризиса

Россияне с большой неохотой меняют свои потребительские привычки. Больше половины населения России недовольны своим финансовым положением, но это не мешает им делать дорогостоящие покупки, что с удовольствием отмечают ритейлеры. Причем зачастую граждане тратят в магазинах весь доход целиком. Куда исчезла привычка экономить, разбиралась "Правда.Ру".

Согласно результатам исследования потребительских настроений, проведенного Boston Consulting Group (BCG), 60 процентов жителей России не рады своим доходам и финансовому положению. А 54 процента опрошенных и вовсе утверждают, что тратят в магазинах весь свой доход. В чем причина — в небольшой величине окладов или же в слишком дорогих покупках, в которых не могут себе отказать наши соотечественники?

Согласно заверениям представителей российского ретейла, опрошенных "Ведомостями", финансовые трудности граждан никоим образом не отражаются на продажах. Так, например, аналитики Morgan Stanley уверены, что российский бизнес для крупного ретейлера Metro Cash&Carry может стать самым рентабельным, обогнав даже по выручке германскую группу. Не жалуются и другие игроки торговой отрасли, в том числе Media Markt, "Детский мир" и Jaguar Land Rover.

Читайте также: Россияне укрепляют статус в гипермаркетах

Как рассказала "Правде.Ру" управляющая магазином "Детский мир" Наталья Серебрякова, не менять свои потребительские привычки и не отказываться от больших покупок даже в трудные времена — это национальная черта россиян. "Это уже у нас, у русских, врожденное", — считает представитель магазина, подчеркивая, что наш человек, в отличие от иностранцев, экономить не умеет.

Эксперт потребительского рынка Марина Петрухина, в свою очередь, считает, что потребители во всем мире, и в том числе россияне, воспринимают шопинг как способ отвлечься от проблем, поэтому даже (или тем более) в кризис не стремятся сократить свои потребности. "Шопинг — это в том числе и антистрессовое занятие, шопинг расслабляет, — поделилась своим мнением эксперт. — Потребительские товары — это такие товары, с помощью которых можно улучшить свою жизнь здесь и сейчас, то есть можно для себя купить хорошие сапоги и быть счастливым, можно купить сумку — и то же самое. Можно позволить себе классный телевизор, и при этом он будет стоять в съемной квартире. Действительно, у нас можно найти людей, живущих не по рангу, не по доходам".

По мнению Петрухиной, на привычки россиян наложили отпечаток годы продовольственного дефицита. Поэтому сегодня, когда на рынке представлен большой выбор товаров, та часть населения России, которая хорошо помнит эпоху дефицита, не станет лишать себя удовольствия обладать понравившейся вещью. Кроме того, экономическая история нашей страны складывалась таким образом, что нередко граждане теряли свои накопления, и финансовая нестабильность научила россиян не откладывать, а тратить деньги сразу. "У нас были жесточайшие реформы, поэтому люди предпочитают не копить деньги. Даже не верят, наверное, в накопления. А если есть возможность купить сейчас, улучшить свою жизнь, они ее улучшают. Именно поэтому потребительская активность не уменьшается", — заключает эксперт.

Между тем, данные Росстата противоречат утверждениям ритейлеров о том, что потребительский спрос в России остается стабильным. Именно на подсчеты федеральной службы государственной статистики сослался аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин, отвечая на вопрос "Правды.Ру".

"В целом сопоставимые данные демонстрирует ряд других профильных измерений, — рассказал аналитик. — В частности можно отметить, что индекс потребительской уверенности, рассчитываемый Росстатом, в течение второго квартала 2013 года заметно снизился по сравнению с показателями аналогичного периода 2012 года и составляет сейчас -6 против -4 год назад. Полагаю, что одним из ключевых факторов изменения оценок респондентов своего положения в худшую сторону выступает, прежде всего, по-прежнему довольно высокая инфляция, сопровождающаяся одновременным снижением темпов роста доходов на фоне замедления экономического роста.

Читайте также: Россияне — легкая добыча для долговой петли

При этом важно подчеркнуть, что основное давление на "стоимость жизни" оказывает рост цен на продукты питания и услуги, доля затрат на которые в общем объеме регулярных потребительских расходов основной массы населения очень высока — около 60-70 процентов. Поэтому индивидуальная инфляция для основной массы населения, как правило, существенно выше средних значений индекса потребительских цен, рассчитываемого Росстатом. В связи с этим, для подавляющей части соотечественников даже умеренный рост ИПЦ при отстающих доходах становится все более серьезным фактором снижения уровня жизни и формирования негативных ожиданий на среднесрочный период".

Эти отрицательные тенденции, по замечанию Максима Клягина, безусловно, негативно отражаются на ключевых индикаторах основных потребительских рынков. "В том числе, мы наблюдаем снижение темпов роста розничной торговли. За период январь-август розничный товарооборот в сопоставимых ценах (в товарной массе) вырос только на 3,9 процентов, в то время как в январе-августе 2012 года при заметно более комфортной макроэкономической конъюнктуре рост составил 7,1 процентов", — подводит итог аналитик "Финам".

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить