Новый налог на нефтянку оплатят потребители

Почему в одной из самых богатых нефтью стран — в России постоянно дорожает бензин? Это интересует практически каждого автомобилиста. Вот и теперь нефтяники приготовили новогодний подарок. Стоимость бензина в 2014 году может вырасти на 10-14 процентов. Резким ростом цен на топливо нам аукнутся решения минфина по увеличению налога на нефтедобычу.

Действия нефтяников предсказуемы. И, неровен час, россиянам придется платить за топливо по европейским ценам. Реальность таких страшных прогнозов на данный момент вызывает сомнения, хотя и надеяться на то, что нефтяники понесут свою ношу, даже не пытаясь ее переложить на плечи потребителей, будет легкомысленно.

А случится, как предполагают эксперты, следующее: в декабре, согласно планам министерства финансов, экспортная пошлина на российскую нефть снизится на 5 процентов, что делается с целью сделать экспорт сырья более выгодным и как следствие более эффективным. Однако в условиях секвестра российского бюджета снижать налоги нефтяникам — не самое лучшее решение. К такому выводу пришел и минфин, в результате чего, по всей видимости, и было вынесено решение об увеличении налога на добычу природных ископаемых (НДПИ), на те же 5 процентов.

Напрашивается вопрос: с чего вдруг вырастет цена на бензин, если по сути нефтяникам вернут тот же процент, который собираются вычесть? Однако на самом деле нагрузка на нефтяные компании увеличится, поскольку снизится только экспортная пошлина, а вот рост НДПИ коснется всех объемов добываемого черного золота. А, значит, российским потребителям есть чего опасаться, и эти опасения уже отражаются в интернет-сообществах.

"Скоро на оленях кататься начнем, гаража не надо, топлива не надо, прогревать не надо, регистрировать пол дня в МРЕО не надо, страховать не надо, в общем, пересаживаемся, товарищи", — призывает житель Ямала на одном из региональных сайтов.

Всплакнули и деревенские жители, очень далекие от нефтедолларов, но тем не менее страдающие в связи с удорожанием топлива. "В селах и деревнях не хватает денег на содержание автотехники и для возделывания земли, а цены на корма тоже заоблачные", — замечает пользователь ЖЖ germanych2.

К сожалению, ответы экспертов в области экономики не содержат в себе ничего утешительного.

"Действительно, в конечном итоге платит конечный потребитель: либо внутренний, либо внешний, — заявил "Правде.Ру" директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, — Когда мы говорим о таможенных сборах, то в конечном итоге их оплачивает потребитель за рубежом, но, как вы понимаете, за рубежом планка ограничена той конкурентной ценой, которая получается на рынках. То есть мы не можем повышать, допустим, стоимость нефти запредельно, до любых величин. Есть определенная рыночная стоимость, по которой продает и Россия, и страны Ближней Азии, и страны Америки.

И она рыночная, и если мы не продадим эти объемы, то нас на этом рынке так или иначе кто-нибудь заменит. Потому что рынок не дефицитный, он слегка избыточный, условно говоря. Поэтому здесь есть предел для роста таможенных ставок с одной стороны. То, что взимается внутри страны в виде налога на добычу полезных ископаемых, оплачивает внутренний потребитель через конечную стоимость тех ресурсов, которые получается на выходе, то есть бензина, топлива различного и так далее. И здесь действительно оплачивает внутренний потребитель, при том, что взимается первоначально все это с нефтяных компаний".

Таким образом, недостаточная развитость российского нефтяного рынка и даже дефицитность дает право полностью перекладывать цены на плечи потребителя. "И действительно замена экспортной пошлины на НДПИ приводит к тому, что внутренние цены на бензин растут. Это факт. Это подтвердили все: и правительство, и министерство энергетики, и нефтяные компании. Вопрос, насколько вырастут, будет зависеть от разных ситуаций, но я думаю, что процентов 10 действительно будет как минимум", — заключает эксперт.

"Простой народ понимает, что нефть дорожает — бензин растет, нефть дешевеет, а бензин в стране все равно дорожает, а в месте с ним и остальные цены…. у нас все ради народа, чтобы не расслаблялись и не привыкали к хорошему", — шутит пользователь zoldankir.

В этой связи следует заметить, что дело не только в самих нефтяниках. Как напоминает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, в стоимости бензина в России принимают заметное участие и промежуточные игроки.

"Вряд ли стоит утверждать, что цена на топливо менялась слишком часто в уходящем году, и было это вызвано прихотью производителей. Нет, это не так. Стоит напомнить, что стоимость нефти в целом в этом году имела тенденцию к повышению, что также не могло не сказаться на ценах на ГСМ, и переработчикам ничего не оставалось делать, как поднимать цены на свою продукцию, чтобы обеспечивать себя сырьем для дальнейшей работы и при этом быть рентабельными, — рассказал эксперт, — Делали они это не так уж часто, а лишь по мере необходимости.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что продолжает существовать проблема многочисленных посредников на топливном рынке, которые "стоят стеной" между производителями топлива и его потребителями. Причем не просто стоят, но при этом также повышают цены, так что неудивительно, что в течение этого года автовладельцы заезжая на АЗС, недовольно смотрели на ценники, а кое-кто и ругался, а некоторые "изменяли" "своей" заправке и уезжали искать более дешевый бензин".

При этом Дмитрий Баранов подчеркивает, что снижению цен на топливо не способствует ни конъюнктура мирового рынка, ни экономическая ситуация в стране, ни существующее законодательство в отрасли. Поэтому рост цен не вызывает никаких сомнений:

"Во-первых, запланировано очередное повышение акцизов, в среднем на 1-1,3 рубля за литр, что просто не может не сказаться на цене топлива. Во-вторых, меняется частично налогообложение отрасли, о чем вы упоминаете. Кроме того, необходимость инвестирования все больших средств в увеличение ресурсной базы, выпуск более качественной продукции, в том числе, и экологических видов топлива, приведет к тому, что нефтяные компании будут просто вынуждены поднять цены на свою продукцию ", — рассказывает эксперт "Финам", — Теоретически, в будущем году возможны периоды, когда цены на нефтепродукты будут незначительно снижаться, но это будет лишь в отдельных регионах или в отдельных сетях АЗС, и к тому же вряд ли такие периоды продлятся больше месяца".

И в заключении "Правда.Ру" даст ответ, почему жители страны, которая входит в число самых богатых по запасам нефти, вынуждены платить за бензин столь высокую цену?

"Чем более жесткий налоговый режим вводит государство, тем большая стоимость получается нефтепродуктов и топлива. Возьмем, к примеру, Норвегию. Страна, которая добывает на душу населения топлива, нефти, сопоставимо с Россией, тоже нефтяная держава, условно говоря, и газовая. Так вот, стоимость у них бензина в два раза выше, чем в России. Именно по той причине, что очень высока доля налогов конечной стоимости топлива.

Так что это не вопрос богатства страны тем или иным видом ресурсов — это вопрос налогового режима. Пример: Саудовская Аравия или Эмираты, где опять-таки обеспеченность очень высокая топливом, налоговый режим другой. Соответственно и топливо стоит многократно ниже, чем в России. Возьмем Венесуэлу, которая по-другому выстраивает свой налоговый режим и берет от экспорта пошлины больше, а от внутреннего потребления ничего не берет почти. Соответственно стоимость бензина у них сопоставима со стоимостью воды. Поэтому именно в первую очередь зависит от налоговой политики государства, вот главный вывод", — отвечает на вопрос, который не дает покоя россиянам, глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить