Иран поможет поднять мировые цены на нефть

Снятие санкций с Ирана заставляет многих беспокоиться - не повлечет ли это за собой дальнейшее падение цен на нефть? На самом деле, видимо, этого не произойдет. Более того, возврат Ирана на нефтяные рынки будет способствовать укреплению цены на нефть, а не снижению, как это ни странно звучит.

Ирану не на что наращивать добычу нефти

В теории фондовых рынков предполагается (а нефтяной рынок, сейчас предопределяемый спекулянтами "бумажной нефтью", стал уже типичным фондовым рынком), что покупают на ожиданиях и продают по факту. То есть все те негативные опасения, которые испытывали мировые брокеры, глобальные торговцы бумажной нефтью от возврата Ирана на нефтяные рынки, они уже отыграны, заложены в текущие нефтяные котировки. И теперь со структурной точки зрения или, как ее называют "технического анализа", возможен только откат, то есть определенный рост цен на нефть.

Что касается фундаментальных вещей, то нужно понимать, что формально возврат Ирана на мировые нефтяные рынки означает просто некоторое географическое перераспределение - восстановление иранского экспорта в Европу, ну не из ниоткуда, а за счет сокращения экспорта Ирана в страны Азии. И это очень важный нюанс. То есть фактически в короткие сроки общее количество экспортной нефти значительно нарастить Ирану не удастся.

Потребуются очень большие инвестиции. И, конечно, при нынешнем уровне цен на нефть никакой инвестиционный институт не будет готов инвестировать в нефтедобычу в Иране и тем более в нефтеразведку, а у самой Исламской республики денег на инвестиционные расходы для резкого увеличения экспорта нефти просто нет. Это очень важный момент.

Плата по старым долгам

Больше того, известно, что на маркерные цены на нефть обычно оказывает влияние любой дисконт, который предоставляется в мире на серьезные объемы нефти. Например, очень сильное влияние на текущие низкие цены оказывает как раз продажа ИГИЛ нефти по сниженным ценам. Но ведь во время санкций иранская нефть продавалась в странах Азии с дисконтом (потому что европейские рынки были закрыты для Ирана), и дисконт этот был достаточно приличным - от 5-ти до 15-ти долларов за баррель, который менялся в зависимости от времени, от страны-покупателя, от конкретной компании. И сейчас это дисконт будет отменен, то есть фактически Иран будет продавать свою нефть в Европу дороже, чем раньше продавал ее в страны Азии из-за санкций, просто потому, что он теряет свой смысл.

Значительная часть иранской нефти до введения санкций была законтрактована европейскими компаниями в большинстве своем итальянскими (а также испанскими. немецкими, французскими и так далее), по контрактам и по схемам: нефть в обмен на инвестиции и нефть в обмен на оборудование. То есть европейские компании осуществляли инвестиционные вложения, и инвестиции должны были погашаться нефтью. Это была широко распространенная в Иране схема.

Понятно, что после введения санкций выплаты по ним были отменены. То есть иранцы сказали - раз вы не покупаете нашу нефть, то мы не будем платить по этим существующим контрактам. Это было разумно и правильно.

Но сейчас отмена санкций приведет к тому, что начнется погашение этих старых долгов. И, на самом деле, это приведет к уменьшению количества иранской нефти на открытом рынке, потому что она пойдет по внерыночным схемам. Что означает снижение агрегированного предложения нефти на глобальном рынке, ведь она не будет влиять на ценообразование, а пойдет на погашение старой задолженности Ирана перед европейскими компаниями по их инвестиционным контрактам.

Возвращение иранского танкерного флота

Мы можем говорить, что там есть некоторые моменты, которые позволят снизить издержки на иранскую нефть, например, возвращение иранского танкерного флота, который был достаточно развит, но который в рамках санкций не мог применяться в Европе.

Но здесь не нужно забывать еще одну вещь, что иранские танкеры, если они пойдут в Европу через Красное море и Суэцкий канал, окажутся в опасной близости от саудовских берегов, где идут ожесточенные бои между коалицией во главе с Саудовской Аравией и Йеменом. И по большому счету, страховая маржа, которая будет увеличена и которую они будут платить сейчас, съест всю экономию на транспортных издержках.

Таким образом, мне кажется, что возврат Ирана на рынок способствовал бы именно росту цен на нефть (конечно, при прочих равных условиях, а прочих равных условий нет). И в этом отношении я настроен достаточно оптимистично, я убежден, что цены на нефть подрастут в ближайшем будущем.

И больше того, я убежден, что к концу года средняя цена на нефть за 2016-й год будет выше, чем она заложена в нашем бюджете (а в нашем бюджете, я напомню, заложен прогноз средней цены на год - 50 долларов за бочку). А это в свою очередь означает, что на скачках мы можем увидеть нефть и по 80 долларов за баррель, и по 100. Прав ли я или ошибаюсь, мы увидим достаточно скоро - в течение этого года. 

 

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *