Владимир Путин предложил рассекретить информацию о запасах нефти

Нефть: посекретничали - и хватит

Владимир Путин раскрывает секреты. Президент РФ предложил лишить статуса государственной тайны информацию по одному из важнейших направлений в деятельности страны. Гриф секретности потеряют запасы нефти и газа. В основном по той причине, что этот гриф им не нужен: все об энергетических резервах России все равно знают как у нас, так и за рубежом.

Свое мнение о необходимости исключения такой информации из числа сведений, составляющий государственную тайну, президент огласил в рамках заседания президентской комиссии по ТЭК. "Это явный анахронизм, — заявил Владимир Путин, слова которого передает РБК. — Это не секрет, мы ничего не прячем. Компаниям нельзя работать по принципу снятия сливок. Необходимо ввести обязательные регламенты на проектирование и разработку месторождений. Учитывать все факторы, влияющие на эффективность добычи сырья".

Читайте также: Заградительная пошлина "жмет" нефтяникам РФ

В настоящий момент распространять сведения о балансовых запасах в недрах нефти и растворенного в ней природного газа запрещает федеральный закон 1993 года "О государственной тайне". Один из абзацев второго пункта пятой статьи данного закона гласит, что государственную тайну составляют, в частности, сведения о запасах платины и алмазов в Государственном фонде РФ и в Центральном банке, а также сведения об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых России. Список, определяющий какие виды полезных ископаемых являются стратегическими, прилагается к закону отдельно. Помимо нефти и природного газа в него входят никель, кобальт, бериллий и иные. Составлен, кстати, этот список гораздо позднее — в 2002 году, во время первого президентского срока Владимира Путина.

Однако, несмотря на законодательную секретность балансовых запасов нефти и газа, фактически никакой секретности у них нет. В стране вполне легально, довольно давно и весьма успешно в нефтяной сфере работают иностранные компании, проводится международный аудит. А Россия в свою очередь заинтересована в их работе. Внесение изменений в законодательство позволит иностранным компаниям осуществлять свою деятельность успешнее, а это благоприятно скажется на инвестиционном климате РФ.

Как правило, гриф секретности присваивается подобным сведениям в странах Ближнего Востока. Там это обусловливается необходимостью и особенностями нефтедобычи и обработки. Информация засекречивается, если в государстве добычей занимается одна-единственная компания-монополист. Опыт же западных стран, где в нефтегазовом секторе рынка действует множество компаний, заключается в том, что информацию о происходящем не скрывают. Именно на Запад и намерена ориентироваться Россия.

Кроме того, президент отметил, что государству следует разработать новую классификацию природных запасов, приближенную к международной, а также о либерализации сферы экспорта сжиженного природного газа.

О том, как проходило заседании комиссии ТЭК корреспонденту "Правды.Ру" рассказал его участник — председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин.

"В рамках заседания действительно было обсуждено много плановых вопросов, и Владимир Владимирович по каждому из них сразу давал определенные направления, — сообщил Кашин. — Президент высказывал свою точку зрения, но очень внимательно прислушивался ко всем выступлениям министров и членов комиссии, поэтому разговор длился более трех часов. Были обсуждены, в первую очередь, вопросы промышленной безопасности. Обсуждая их, мы выяснили, что промышленная безопасность не может рассматриваться в отрыве от экологической и трудовой. Поэтому предложено было принять два закона: и о промышленной безопасности, и о нормировании.

Речь, конечно, шла об особо опасных производствах. Что касается энергетических вопросов, мы увидели заинтересованность президента в том, что у нас, есть непорядок: долги в 140 миллиардов рублей, разница в цене для потребителя достигает по регионам четырехкратной. А отдельные случаи ценообразования — это вообще что-то непонятное — ужас, что платит обычный гражданин-потребитель за тарифы.

Конечно, обсуждался и баланс всех ископаемых, в первую очередь — баланс углеводородов. Если по газу у нас хорошая разведка и в ближайшие 20-30 лет тут все будет в порядке, то совершенно другая ситуация по нефти. За 20 лет не было разработано ни одного месторождения, и если до 2020 года ничего не сделать, то мы можем скатиться на уровень 360 миллионов тонн.

Речь идет о методике оценки разведывания запаса. У нас и за рубежом она разная. По мнению президента, оценка реальных разведанных запасов у нас в соответствии с западной методикой значительно больше. Мы можем выйти на третье место, если проведем оценку по западной классификации. В этой связи и шла речь о том, что надо рассекретить наши запасы. В первую очередь, по углеводородам, но также говорилось и о других минеральных полезных ископаемых.

Читайте также: Прогнозы по нефти один краше другого

Дело в том, что в стране сегодня работает много иностранных компаний, да и наших компаний за рубежом находится немало. Поэтому президент считает, что нет смысла проводить здесь конспирацию. Действительно, если иметь в виду все, что связано сегодня с прозрачностью, информационностью, уникальными возможностями каждой страны в космической области (с помощью спутников можно рассмотреть спичечный коробок на любой территории), он прав. Однако я убежден: несмотря на то, что углеводороды и некоторые твердые полезные ископаемые не являются безусловно стратегическими, есть та часть полезных ископаемых, которые работают чисто на оборону. Поэтому речь должна идти о разумных подходах".

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Темы нефть
Обсудить