Налоговый маневр - против нефтяников и простого народа

Автолюбители и нефтяники в одной налоговой петле

Налоговый маневр и подъем акцизов на бензин в России приведет к существенному росту цены топлива для населения в 2015 году. Казалось бы, для автомобилистов удорожание бензина давно не новость — его цена постоянно ползет вверх, не оборачиваясь на мировые и российские тренды по нефти. Но грядущий взлет цен может заставить россиян считать литры…

Сегодня Государственная дума рассматривает во втором чтении законопроект о налоговом маневре. Данная мера, эффект которой был определен как негативный для населения России еще год назад, представляет собой постепенное снижение экспортных пошлин на нефть при одновременном повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Маневр этот вызвал немало споров между депутатами и нефтяниками, однако поддерживающая его сторона предполагает получить рост поступлений в бюджет, исчисляемых в миллиардах рублей. А дела бюджета для России, безусловно, всегда первостепенны. Так, в 2017 году бюджетный эффект от налогового маневра оценивается в 261,9 миллиарда рублей. При этом повышение НДПИ принесет в бюджет 2,228 триллиона рублей, а от снижения таможенных пошлин на экспорт нефти бюджет недополучит 1,966 триллиона рублей. Правда, в следующем году ситуация будет безрадостной, из-за налогового маневра из бюджета выпадет 21 миллиард рублей, но трудности, по ожиданиям депутатов, будут временные.

В дальнейшем бюджет только выиграет от ввода маневра, а вот насчет благоденствия населения история умалчивает…

Что цена на бензин для россиян вырастет, законотворцы, конечно, понимали и сами, причем с самого начала. Посему изначально было решено не увеличивать акцизы на топливо. Однако ко второму чтению поправок в Налоговый кодекс глава комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев внес поправки, согласно которым ставки акцизов вырастут на один рубль за литр бензина и дизельного топлива 5-го класса. Как стало известно, и правительство, и профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам не выразили возражений против этой поправки в проект закона, что в целом может привести к удорожанию бензина на три рубля за литр.

Корреспондент Pravda.Ru узнал у экспертов, чего ждать россиянам от цен на внутреннем рынке топлива?

"Суть налогового маневра очень простая — это деньги, которые брали с граждан других стран через таможенную пошлину в размере примерно 1,3 триллиона рублей и с отменой части таможенной пошлины будут брать с граждан нашей страны через НДПИ и акцизы. — рассказал Pravda.Ru председатель комитета ГД по энергетике, лидер Общероссийского общественного движения "Развитие предпринимательства" Иван Грачев. — Соответственно, эти около 1,5 триллиона рублей обязательно войдут в цены товаров, прямо или косвенно. А основные товары, в цены которых они войдут, — это дизтопливо и бензин. Соответственно, если верхнюю оценку строить по изменению цен, то надо эти деньги, около 1,5 триллиона, разбрасывать по литрам дизтоплива и бензина. Получится около 20 рублей прибавка на литр. Это верхний предел, верхняя оценка. А нижняя оценка — это прямой счет по изменению налогов без мультипликативных эффектов, то тогда на четыре-шесть рублей прибавка. Соответственно, реальная прибавка будет между этими цифрами: четыре-шесть нижней оценки и верхней оценкой порядка 20 рублей за литр".

В свою очередь, независимый эксперт в области экономики Антон Шабанов заметил, что цена на топливо в России обгонит инфляцию, однако в течение следующего года стоимость бензина не вырастет до уровня в 50 рублей за литр, как обещают многие экономисты. Если брать, к примеру, дизельное топливо, цена которого сегодня составляет 33-35 рублей, то в течение следующего года она поднимется всего до 40 рублей за литр, считает Антон Шабанов.

Читайте также: Антон Шабанов: Бензин в 2015 году подорожает минимум на 10 процентов

"Повышение будет в среднем на 10-15 процентов, то есть выше, чем прогнозируемая инфляция, будет однозначно. Но такого большого скачка вряд ли допустит наше правительство по той простой причине, что топливо ведь потребляют не только обычные физические лица, простые смертные люди, топливо потребляет же и государство, и те же самые сельхозпроизводители, и это существенная часть их затрат. Поэтому резкое повышение, почти вполовину (если говорить о росте цены с 35 до 50 рублей, — это почти 50 процентов повышения за один год), прежде всего ударит по аграриям, по сельхозсектору всей страны и, как следствие, по всей экономике страны. Поэтому такого резкого повышения, я думаю, не будет", — заявил корреспонденту Pravda.Ru Антон Шабанов.

Так почему же рост акцизов на топливо сейчас вызывает одобрение среди депутатов? Дело в том, что от налогового маневра пострадают дорожные фонды, которые потеряют порядка 90 миллиардов рублей, а повышение акцизов вернет фондам хотя бы 60 миллиардов. К слову, вопрос о дорожных фондах всплыл только сейчас — эту проблему в упор не замечал никто на протяжении долгого обсуждения налогового маневра. А он, напомним, был придуман и впервые озвучен в декабре 2011 года. Сегодня же депутаты зашли в вопросе принятия законопроекта слишком далеко, и понятно, что вновь появившиеся прорехи сейчас проще прикрыть некими поправками, чем задуматься об отказе от маневра. О чем, кстати, буквально сегодня в очередной раз попросил глава "Роснефти" Игорь Сечин, чьи интересы в данной ситуации могут быть серьезно задеты мерой, которую готовится применить Госдума.

Читайте также:

Американские ковбои объездят цены на нефть

Нефть дешевеет. Инициатор — США

Над Россией прольются черные слезы нефтяников

Россия перегонит всех по стоимости бензина

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить