Иран хочет нарастить экспорт газа в Индию и Пакистан

Глобальные планы Ирана по захвату рынка газа

Иран хочет нарастить экспорт газа в Индию и Пакистан, чтобы компенсировать падение экспорта нефти. Сдерживаемый международным давлением газовый гигант разрабатывает крупнейшее мировое месторождение газа и продолжает тянуть газопроводы на запад и восток. Рано или поздно Иран будет "распечатан", и громадные объемы газа выйдут на мировой рынок, а Сирия станет основным транзитным регионом на западном направлении.

Немногим ранее стало известно о том, что до марта 2013 года иранская нефтегазовая корпорация Pars Oil and Gas Co. (POGC) разместит облигации на сумму 52 триллиона риалов (4,2 миллиарда долларов). Полученные средства планируется направить на финансирование продолжения разработки гигантского газоконденсатного месторождения Южный Парс.

Иран, второй в мире по объемам запасов газа, разрабатывает крупнейшее в мире месторождение Южный Парс объемом в 14 триллионов кубометров.

Оно простирается под шельфом Персидского залива на территорию Катара (где оно называется Nord Dome — "Северный купол"), который активно развивает торговлю сжиженным газом по всему миру. Совокупные запасы Катара и Ирана превышают российские, таким образом тот, кто получает преимущественный контроль в регионе, и получает потенциально наибольшую долю в мировой газовой торговле.

POGC активно разрабатывает месторождение и готова выделить большую часть своего бюджета на текущий год, составляющего 22 миллиарда долларов.

Читайте также: Сеулу не по вкусу "черное золото" Тегерана

В разработке иранского Южного Парса доминирует консорциум по освоению третьего блока этого месторождения. Блок принадлежит консорциуму, состоящему из иранской компании NIOC, малазийской Petronas, французской Total и российского "Газпрома".

Для "Газпрома" выход иранского газа, себестоимость добычи которого в разы ниже, чем в России, в ключевые регионы мира представляет собой серьезную угрозу. Москва уже пыталась организовать "газовую ОПЕК" и, не добившись успехов на этом направлении, стремится застолбить не только место на Южном Парсе, но и оседлать маршруты поставки.

Сирийский хаос и западное направление

С 1 июля текущего года начинают действовать санкции против Ирана, введенные Евросоюзом. Тем не менее, Иран планирует наращивать добычу газа и ведет строительство магистральных газопроводов, которые должны стать частью пока еще проектов газопроводов Иран-Пакистан-Индия и Иран-Ирак-Сирия-Греция.

В 2011 году в стране добывали 644 миллиона кубометров газа в сутки. В 2012 году добычу ожидают на уровне 777 миллионов кубометров в сутки, а в 2015 году — 1,47 миллиарда кубометров в сутки, сообщили "Вести Экономика" со ссылкой на заместителя министра нефтяной промышленности Ирана и управляющего директора Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) Ахмада Галебани.

Прокладка магистральных газопроводов влечет за собой постепенную газификацию страны и потребление топлива на внутреннем рынке, куда уходит львиная доля добываемого газа. Однако Иран наращивает и экспорт газа, в прошлом году он вырос на 10,5 процента.

Строительство газопроводного участка шестого транснационального магистрального газопровода, с вводом в эксплуатацию которого иранский газ может поставляться в Европу, выполнено на 48 процентов, сообщает агентство ИРНА.

Благодаря этой линии мощности по транспортировке иранского газа вырастут до 100 миллионов кубометров в сутки. Тегеран предполагает поставлять 60-70 миллионов кубометров газа месторождения "Южный Парс" в Турцию, а остальные объемы газа направить в европейские страны.

Объем кредитования проекта составляет 970 миллионов евро. Причем порядка 770 миллионов. евро из названной суммы предоставит неназванная зарубежная компания.

Стоит напомнить, что еще минувшей зимой в Дамаске министры энергетики и нефтяной промышленности Сирии, Ирана и Ирака договорились экспортировать нефть и газ из Ирана и Ирака. Поставки планировалось осуществлять через территорию Сирии по газопроводу Иран-Ирак-Сирия-Греция (Islamic Gas Pipelines (IGP) с огромной пропускной способностью в 110 миллионов кубометров газа в сутки.

С 2012 года Туркмения должна начать поставки в северный Иран с гигантского месторождения Иолотань, что позволило бы максимально загрузить IGP и включить в оборот еще и туркменский газ.

Не менее важен трубопроводный транспорт и для одного из главных оппонентов Ирана и противника российских проектов в регионе Катара. У эмирата, который в значительной степени подконтролен западным энергетическим ТНК, есть только один путь обеспечить надежность своих поставок — прокладка газопровода по суше, через который можно качать газ, не опасаясь мгновенного перекрытия Ормузского пролива Ираном и блокирования катарского флота газовозов.

Реально это можно сделать только через территорию Сирии. Однако Сирия при союзном Ирану президенте Асаде на это не пойдет… Против софинансируемого Катаром сирийского подполья сражается и Иранский корпус стражей исламской революции, действующий ныне в сцепке с правительственными сирийскими войсками.

Россияне одними из первых поняли, куда и откуда дует ветер. Что за неназванная компания участвует в строительстве элементов IGP, неизвестно, однако россияне точно

принимают участие в проекте панарабского газопровода (AGP) из Египта через Сирию в Ливан. Часть магистрали уже построена российским "Стройтрансгазом", подконтрольным сооснователю третьего по величине в мире нефтяного трейдера Gunvor Геннадию Тимченко.

В 2005 году Россия и Сирия подписали два крупных соглашения в газовой отрасли на общую сумму 370 миллионов долларов. 

В ноябре 2009 года ведущая нефтегазостроительная компания "Стройтрансгаз" ввела в строй первую очередь сирийской части панарабского газопровода от границы с Иорданией до города Хомс, ставшего печально знаменитым местом террористических атак и ожесточенного противостояния.

Со строительством второй очереди "Арабского газопровода" (Arab Gas Pipeline Project Phase-2) возникли сложности, вызванные войной в Сирии. Турция очень хочет вывести этот газопровод к своим границам, лелея планы стать главным диспетчером ближневосточного газа.

Турция настаивает на том, что он должен быть продлен до ее территории, невзирая на сложную ситуацию в Сирии. Между тем, Хомс расположен неподалеку от базы российских кораблей в Тартусе. Туда отправились десантные корабли Черноморского флота России с морской пехотой. В условиях растущего хаоса в Сирии, наверное, есть соблазн завернуть панарабский газопровод на побережье, поближе к российской морской пехоте…

Тем более, что в прошлом году возле берегов Сирии, Израиля и Кипра было обнаружено еще одно гигантское месторождение — Левиафан. Его разработка сделает Израиль и Сирию крупными экспортерами газа. Таким образом, сирийское побережье становится не только важнейшим элементом газового пути из ближневосточных стран в Европу, но и потенциальным источником сырья для ЕС.

Это же месторождение собираются разрабатывать израильтяне. Неслучайно, во время своего визита в Израиль в ходе ближневосточного турне президент Владимир Путин беседовал с израильским руководством относительно совместных газовых проектов.

"Газпром" и восточное направление

Развитие трубопроводного экспорта для Ирана — крайняя необходимость. В сентябре прошлого Иран оценивал готовность предприятия по производству СПГ стоимостью пять миллиардов 53-54 процента. Однако страна в очередной раз отложила начало экспорта сжиженного природного газа (СПГ) еще на несколько месяцев, в этот раз до сентября 2013 года.

"Мы планируем поставить первую партию на рынок к концу следующего лета. Мы также надеемся, что к тому времени будет решена проблема с санкциями", — сказал Reuters представитель Iran LNG Мостафа Эфтехари во время Международной газовой конференции в столице Малайзии. Естественно, что максимально противодействовать этим планам будут стоящие за Катаром ТНК, которые сейчас контролируют основные объемы торговли на мировом рынке СПГ.

Читайте также: Израиль хочет быть как "Газпром"

Поэтому Иран будет делать ставки на газопроводы, идущие как на восток, так и на запад. Как сообщил Иран-News со ссылкой на директора Иранской инженерной компании по развитию газовой отрасли Али Реза Гариби, строительство 7-го транснационального газопровода общей протяженностью 902 километра, предназначенного для экспорта иранского газа в Индию через территорию Пакистана, выполнено на 25 процентов.

В свое время "Газпром" активно поддерживал проект строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия, рассчитывая лишить потенциальной сырьевой базы проект "Набукко". Сложная ситуация в Сирии, контроль над которой становится критически важен в связи с ее растущим геополитическим значением, вынуждает Иран продвигать и куда более сложные, с точки зрения реализации, восточные проекты.

В перспективе появление иранского газа в Азии ничего хорошего глобальным планам "Газпрома" не сулит. Если не можешь контролировать процесс, значит надо его возглавить, войдя в проект. 14 июня в прессе появилась информация о том, что подразделение "Газпромбанка" GPB Global Resources предложило Ирану финансировать строительство газопровода в Пакистан.

Стоимость проекта составляет около1,5 миллиардов долларов. Иран готов дать 250 миллионов, а Пакистан — 500 миллионов. Остальное, надо полагать, готов выложить "Газпром" в обмен на контроль в этом проекте, который может быть реализован к 2014-2015 году.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить