Угрозы в адрес «Газпрома» порадуют Вашингтон

В Еврокомиссии не исключили, что «Газпрому» придется продать свою долю в трубопроводе по дну Балтийского моря. Такие заявления выгодны не Европе, а США. Вопреки мнению ведущих стран ЕС, противники газопровода пытаются торпедировать проект, переводя вопрос в политическую плоскость.   

Разработанные Еврокомиссией и предложенные Евросоюзу правила обязывают «все европейские энергетические корпорации разделить свои активы» по производству и транспортировке энергоресурсов и электроэнергии, а также создать «полностью независимые компании», одни – по производству энергии, другие – по конечной реализации и транспортировке.

«В этом случае «Газпром», также как и все остальные энергетические компании, действующие на европейском рынке, должен будет выполнить это требование», - заявила в Таллине еврокомиссар по конкуренции Нели Крус.

Итак, если ЕС привет новые правила, то гигантская российская корпорация, имеющая множество масштабных проектов по всему миру, должна будет приостановить проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ) протяженностью более 1300 км и проектной мощностью в 55 млрд. кубометров газа, который призван спасти Европу от энергокатастрофы, и вместо его строительства начать собственную реорганизацию.

Впрочем, Нели Крус, видимо, не учла, что Россия вообще-то не состоит в ЕС и не обязана подчиняться ее директивам. СЕГ (или Nord Stream), который пройдет по дну Балтийского моря (через территорию эксклюзивных экономических зон России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии) и к 2013 году свяжет российский берег (от бухты Портовая близ Выборга) и Германию (около города Грайфсвальд), на 51% принадлежит Газпрому, и по 24,5% имеют немецкие компании BASF AG и E.ON AG. Какие тут могут быть указания?

И что такое «полностью независимая компания», о которой говорится в заявлении Крус? Вероятно, имеется в виду «независимая от собственника – российского государства», и принадлежащая людям вроде Михаила Ходорковского, который попал под арест из-за того, что едва не продал половину российской нефтянки американцам? Здесь можно также вспомнить экс-премьера Касьянова, который еще в 2005 году открыто заявлял, что «справедливая цена для российской нефти – $20», а не $60, как для любой другой. Даже антироссийская «стальная магнолия» Кондолиза Райс уже не позволяет себе окриков, подобных тому, что прозвучали из уст еврокомиссара.

Госпожа Крус, вероятно, также забыла, что вышеупомянутая директива о разделении энергокомпаниий, которую в самом ЕС называют ультралиберальной, не далее, как 7 июня была с треском провалена на встрече в Брюсселе большинством голосов министров энергетики стран ЕС. Против этого документа высказались, в частности две наиболее мощные державы Европы – Германия и Франция.

СЕГ «является капиталовложением в безопасность энергоснабжения… всем очевидно, что этот проект является очень важным для Европы и Германии», - заявила канцлер Германии Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с президентом России Владимиром Путиным еще в январе прошлого года.

По словам представителя Еврокомиссии Феррана Таррадельяса Эспуни, «это приоритетный проект, который может обеспечить поставки газа из России на север, восток и запад Европейского Союза».

Их нежелание принимать сумасбродную директиву, явно навеянную из-за океана, вполне объяснимо – зачем портить отношения с партнером (Россией), который обеспечивает более 20% потребления нефти в ЕС, и более 25% - газа? Остальные члены Еврокомиссии называют СЕГ просто «приоритетным проектом».

О том, что противники строительства СЕГ руководствуются не столько экономическими, сколько политическими интересами, напомнил в интервью NewsInfo авторитетный немецкий политолог Александр Рар: «Идет самая настоящая война брюссельской бюрократии с европейскими энергетическими концернами. "Газпром" выступает одним из участников этих конфликтов. Кто в конечном итоге победит и перетянет канат в свою сторону, пока не ясно. У "Газпрома" будут определенные трудности, потому что ситуация резко изменилась для России в худшую сторону. Российского капитала боятся, а "Газпром" связывают с Кремлем, Кремль же связывают сегодня с авторитарной политикой, с новыми экспансиями. Политический климат превышает экономические аргументы».

Таким образом, заявление Нели Крус четко демонстрирует раскол внутри ЕС – как раз по линии геостратегического разлома «Восток-Запад».

Если сторону России, как главного экспортера углеводородных энергоносителей в ЕС в вопросе энергобезопасности Европы, принимают мощные страны Евросоюза, которые считают РФ стратегическим партнером и готовы платить за энергопоставки, то в противоположном лагере оказываются страны, которые сделали ставку на субсидии из Вашингтона, и готовы подрывать европейское единство ради этого – вроде Польши, Прибалтики, Грузии и т.п.

В отличие от сильных Франции и Германии, такие страны, как Польша и Эстония, желая урвать кусочек и от масштабного проекта СЕГ NordStream, который проходит мимо них, и от своих покровителей вроде американского сенатора Лугара (известного своими идеями вооруженного контроля НАТО над энергетической политикой России), уже давно окружают новый российско-европейский газопровод своими претензиями.

То Эстония грозится расширить свои территориальные воды, чтобы СЕГ прошел в них, и можно было потребовать деньги за транзит, то опасается, что СЕГ потревожит захоронения  химоружия в Балтике (специальные исследования показали, что в двухкилометровой зоне СЕГ ничего такого нет). То Польша высказывает опасения, что проект якобы направлен против нее.

Этим странам отвечают уже со стороны Евросоюза, что опасаться нечего. Та же Ангела Меркель уже говорила: «Очень важно, что стало ясно, что этот проект [NordStream] не направлен ни против кого». А маленькие, но амбициозные неофиты ЕС и НАТО все еще надеются помешать созидательной работе и кооперации России и ЕС. Зато готовы строить у себя базы американской ПРО и НАТО. Наверняка, эти страны будут рады получить моральную поддержку со стороны госпожи Нели Крус, чьи заявления отвечают не европейским, а американским интересам.

Между тем, Ангела Меркель твердо обозначила позицию европейцев, которые дружат со здравым смыслом и рассчитывают на долговременное и плодотворное сотрудничество с Россией: «СЕГ является частью стратегического партнерства, которое мы развиваем, и будем развивать».

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить