Что мешает потоку газа на юг Европы. Интервью с Дарьей Митиной, политологом, секретарем ЦК Объединенной коммунистической партии

Кто не пускает наш газ на юг Европы

Несмотря на долгое давление со стороны Евросоюза на "Газпром", новость об отмене строительства газопровода "Южный поток" грянула как гром среди ясного неба. Чего добиваются еврочиновники? Или они просто выполняют поручения США? Об этом в эфире видеостудии Pravda.Ru рассказала политолог, секретарь ЦК Объединенной коммунистической партии Дарья Митина.

— Дарья Александровна, европейские чиновники всячески противились строительству "Южного потока", а теперь горячо надеются на его возобновление. Как это можно расценить?

— Вполне понятная реакция. Глава "Газпрома" последние два года заключил с европейскими странами много соглашений, завязанных на этот проект. Было создано много совместных предприятий для обслуживания газопровода. Но разрешения ЕС так и не было получено. Теперь все инвестиции и прибыль отменяются. Соглашения были заключены с Венгрией, Италией, Словенией, Словакией, Сербией… Россия уже достаточно неслабо вложилась — порядка пяти миллиардов долларов. Поэтому выглядело это, как будто Путин резко перевернул шахматную доску.

С другой стороны, в общем-то, никакой неожиданности не было. Его действия вполне объяснимы и понятны. Потому что шантаж со стороны Еврокомиссии и Евросоюза шел постоянно. Работы, по первоначальному плану, должны были начаться еще в конце 2012 года, но постоянно отодвигались. Первые поставки газа по этой трубе должны были пойти уже в начале 2015 года. Сама политика Евросоюза слабо объяснима. Как будто этот проект был исключительно в интересах России, а европейские страны в нем не заинтересованы. Хотя речь в нем идет о газе для Европы.

— Но Россия тоже в нем была явно заинтересована, и никто в этом не сомневается.

— Россия в нем была явно заинтересована, потому что это способ закрепления своего монопольного положения на газовом рынке. Но газ-то должен был продаваться в Европу. С другой стороны, Европа могла тянуть время и торговаться с Россией, рассчитывая, что подтянется "Набукко" и какие-то другие альтернативные варианты. Европа хотела играть на этих противоречиях: столкнуть нескольких альтернативных поставщиков, чтобы добиваться каких-то выгодных условий. Поначалу все это рассматривалось как игра на понижение ставок и цен.

Сейчас, поскольку включился уже политический фактор, начали доминировать другие соображения. В апреле этого года была какая-то странная непонятная резолюция Европарламента, которая предписывала Европе свернуть работы по "Южному потоку" и не иметь дела с Россией. Но тогда это воспринималось еще как чисто политический демарш, потому что Европарламент вообще очень антироссийский по своему составу и любимое его развлечение — принимать различные антироссийские резолюции по разным темам. Тогда это было так воспринято.

— Это при том, что Россия платила там нехило...

— Да. Россия уже начала платежи. Она уже отстроила часть этой нитки. Все упиралось в Болгарию, которая никак не начинала работать на своем участке.

— Болгары вообще три больших проекта зарубили.

— Да. Понятно, что Болгария в данном случае несамостоятельна. Путин об этом сказал на пресс-конференции с Эрдоганом: страна, которая потеряла остатки своего суверенитета. Понятно, что это не они решают, но мы тогда со своей стороны ничего не можем поделать. Летом была целая серия встреч на эту тему. После того как венгры жестко сказали, что они в "Южном потоке" участвуют и России никакого давления, никаких препятствий оказывать не будут, в принципе, то же самое сказала и Сербия. Все по очереди высказались.

Все уперлось, как всегда, в Болгарию. Она долго тянула кота за известное место, а потом состоялась встреча тогдашнего болгарского премьера Орешарского и президента Плевнелиева с американскими эмиссарами-посланцами. После чего Орешарский сделал резкое заявление, что Болгария приостанавливает работы до устранения каких-то там очередных замечаний Еврокомиссии, которые носили уже совершенно формальный характер. И было понятно, что это чистой воды придирки и повод тянуть время. В общем, вся эта бодяга надоела уже основательно.

Путин и российское правительство любят говорить на языке экономики. На все политические факторы они до последнего закрывают глаза и делают вид, что ничего не происходит. Они объясняют все соображениями прагматической выгоды. Но наступил момент, когда экономическими проволочками и рассогласованностью уже невозможно это было обосновывать, потому что Европой четко был взят курс на политическое противостояние. Все решения ЕС о газопроводе, конечно, политические. С экономической точки зрения, его приостановка не выгодна ни России, ни Европе. Я не знаю, что хочет Еврокомиссия, тем более, какова ее нынешняя мотивация, почему она увязывает вопрос с Украиной. Тем более, что весь смысл "Южного потока" как проекта - постройка этого трубопровода в обход Украины.

Единственная страна, которая, может быть, выигрывает от этого решения, — Турция, которая внезапно стала ключевым игроком. Конечно, решение в ущерб всякой логике, всем экономическим соображениям — это специфический почерк Евросоюза. Поэтому нельзя сказать, что это Путин поставил всех перед фактом. Наоборот, Путин просто сказал, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца, мы один проект закрываем, а второй делаем автономно от него. Есть еще некоторая проблема с греками. Нельзя сказать, что все окончательно решено, потому что на Грецию, наверняка, сейчас будет тоже огромное давление оказано как на члена Евросоюза, который тоже находится в изрядной экономической зависимости от Евросоюза, получает транши.

Поэтому позиция Греции тоже будет не совсем самостоятельной. По уровню зависимости от европейских траншей Греция и Болгария — вполне равноценные страны. Но болгарский истеблишмент еще традиционно очень антироссийски настроен. Болгария всегда кочевряжилась, с ней здесь все ясно. С Грецией пока не все ясно, я думаю, что здравый смысл здесь возобладает. Греция становится вместо Болгарии одной из ключевых стран, потому что именно на границе Турции и Греции будет точка раздачи, от которой дальше потоки будут расходиться в разные страны.

Беседовала Инна Новикова

Читайте также:

Санкции Запада — всего лишь вишенка на торте

Дарья Митина: В Новороссии пока вакуум

Россия устроит Европе тысячу и одну ночь

Все подковерные интриги "Южного потока"

"Южный поток": и хочется, и колется…

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *