Сибирь будет прирастать Украиной?

Число украинских беженцев в России превысило 700 тысяч человек. Ежедневно границу пересекают тысячи украинцев, спасающихся от войны. В России эмигрантов расселяют по общежитиям и палаточным лагерям. Регионам уже выделена сумма в 366 миллионов рублей на помощь эмигрантам. Какова дальнейшая судьба этих людей? Куда они едут, чтобы жить и работать?

По данным ООН, с начала 2014 года из Украины в Россию переехали 730 тысяч человек. Число это значительно выросло после того, как Киев начал на Юго-Востоке так называемую "антитеррористическую операцию", которая на самом деле выглядит как зачистка всей территории, без исключений. Украинцы, бегущие из зоны боевых действий в Россию, в первую очередь оказываются в Ростовской, Воронежской, Белгородской, Брянской областях, а также в Крыму. Власти 40 субъектов, в том числе расположенных на границе с Украиной. получили от правительства РФ 366 миллионов рублей на социально-бытовое обустройство переселенцев с Украины, находящихся в пунктах временного размещения. Специально для этих людей российские региональные власти устраивают ярмарки вакансий с привлечением местного бизнеса и предприятий.

Из суммы, выделенной правительством, наибольшую долю получила Ростовская область — более 111 миллионов рублей, Курской выделили 13,5 миллиона, Белгородской — более 37 миллионов рублей, а Воронежской — свыше 42 миллионов. По всей видимости, сумма распределялась в зависимости от близости к опасным регионам и от количества украинцев, пересекающих границу.

Тем не менее, уже сейчас появляется информация, что содержать эмигрантов становится довольно тяжело. К примеру, власти Курской области заявили, что содержание одного человека в день обходится в среднем в 600 рублей, а значит за 400 беженцев, разместившихся в пуктах временного проживания, ежедневно приходится платить 240 тысяч. Аналогично дела обстоят и в других областях, в особенности тех, которые ближе к зоне конфликта.

"По официальным данным, губернатор неделю назад сказал, уже порядка 200 тысяч беженцев приняла Ростовская область. Возможно, эта цифра несколько больше, — рассказал Pravda. Ru декан факультета регионоведения Южного федерального университета в Ростове Антон Сериков. — Ростовская и Белгородская области становятся регионами транзита, потому что не все останавливаются здесь, многие переезжают в ближайшие регионы — Краснодарский край, в Республику Калмыкия, Адыгею. Но, конечно, большая часть пока остается в Ростове, потому что пока все выезды и вывозы в другие регионы мизерные — самолет, автобус. А ежедневно огромные очереди на всех пропускных пунктах, которые еще работают на территории Ростовской области".

По словам Антона Серикова, назвать точное количество беженцев крайне сложно, поскольку далеко не все перешедшие границу с Украиной записываются беженцами, не все приходят в палаточные или другие лагеря, которые существуют. Многие разъезжаются по своим родственникам и знакомым. Многие селятся в квартиры по 7, 9, 12 человек. В нынешней ситуации главными помощниками стали простые россияне, они размещают родственников и знакомых у себя в домах, отправляют в глубь регионов, в села и деревни, к себе на дачи и т. д. При этом, по словам эксперта, официально регион использовал все возможные ресурсы, и не просто так первые лица региональной власти обращаются к первым лицам государства с просьбой выделить новые ресурсы, ибо собственные уже на исходе.

Тем временем, в социальных сетях и региональных СМИ появляется информация о том, что нередко переселенцы с Украины отказываются от предложений о работе из-за недостаточно высоких окладов. Так, например, белгородский портал "МОЁ! Online Белгород" пишет, что некоторые украинцы, сбежавшие от войны, отказываются идти работать на оклад в 18 тысяч рублей и заявляют о намерении получать в России не меньше 40 тысяч в месяц. Заплата, надо заметить, очень приличная для таких регионов, как Белгородская область. Для примера, согласно данным Управления по труду и социальному партнерству города Белгорода, средняя зарплата в областном центре на момент января 2014 года составляла 26 тысяч рублей — и это на крупных региональных предприятиях. Очевидно, что чем дальше от Белгорода, в глубь области, тем зарплаты ниже.

Для того, чтобы бежавшие от войны могли начать жить в России в достойных условиях и не зависеть от гуманитарной помощи, Роструд разработал вспомогательную памятку украинцам о трудоустройстве. Совершенно очевидно, что работы для тысяч переселенцев в одном регионе может не хватить, рабочих мест в отдельных субъектах России не достает даже коренным жителям. Именно поэтому возникает вопрос с распределением граждан Украины в регионы, где им проще будет трудоустроиться. И если некоторые сразу держат путь в Москву и Санкт-Петербург — традиционные города-доноры для трудового населения России и ближайшего зарубежья, то другие не отказываются поехать жить и работать в Сибирь. Pravda. Ru пообщалась с экспертами и выяснила, в каких регионах легко смогут трудоустроиться сбежавшие от войны на юго-востоке Украины.

"Дальний Восток, Приморье, — заявил нашему корреспонденту президент фонда "Миграция 21 века", экс-замдиректора ФМС РФ Вячеслав Поставнин. — Вообще, в Приморье все исторически сложилось, там большая украинская диаспора еще со времен "столыпинских" переселений, там очень много этнических украинцев".

"Да, Сибирь и Дальний Восток, — подтверждает Антон Сериков, — Я знаю, что была квота в Калмыкию. Съездили, вернулись — не понравилось. Сейчас летом в Калмыкии тяжело, вряд ли кому-то понравится. В голых полях температура под 40-45 градусов. Очень тяжело привыкнуть. Есть рынок неофициальный, в котором до этого конкурировали представители с Южного Кавказа и из Средней Азии. Сейчас на рынок вышел восток Украины. Здоровые мужчины, чернорабочие, стоят и с объявлением какого-то объекта идут, где требуется их труд. Но это проблема двухсторонняя. С одной стороны, есть рабочие места, квоты пришли с Дальнего Востока, Сибири, с возможностью переехать туда, получить жилье, но психологически люди, которые живут в палаточных городках или общежитиях, лагерях, уверены, что на территории Украины все наладится и они вернутся через какое-то время обратно. Им психологически проще находиться в нескольких десятках километров на территории Ростовской области. Возможно, как-то перебиться здесь, взять пособие и никуда дальше не уезжать. Потому что они понимают: уехав, они получают квартиру, условно, в Челябинске, они обрубают концы, они уже могут не возвратиться домой. Некоторые занимались малым бизнесом, кто-то был на государственной службе — они боятся поменять свою жизнь, они даже не могут себе представить, что это все, может быть, бесповоротно".

По словам эксперта, первая волна беженцев с Украины была пассивна. Никто не спешил трудоустраиваться официально. Была надежда пожить на пособие в размере 800 рублей в день, которое выделяла Россия, и одновременно поработать неофициально на стройке или еще где-то. То есть, украинцы не собирались оставаться в России надолго.

Сегодня ситуация изменилась в корне. Зачастую люди попадают на территорию нашей страны, бросая разрушенные дома или спасаясь от бомбежки, иногда практически без вещей. У этих людей стимул трудоустроиться в России гораздо более твердый, потому что возвращаться им зачастую не к чему: инфраструктура, бизнес, жилые дома, хозяйство — всего этого у них уже нет.

Читайте также:

Страна гостеприимства по соседству с войной

Глава Южного Урала: поддержать наших братьев — наша святая задача

Украина: Маховик насилия раскручен

На Дону ждут помощи с беженцами

На Украине беженцев загоняют в "фольксштурм"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить