Мобильники дешевеют - продажи растут

С января по март жители нашей страны приобрели на 24,6 % больше мобильных телефонов, чем годом ранее. В российской рознице за этот период было продано порядка семи миллионов трубок. При этом средняя цена мобильника за тот же отрезок времени снизилась на 18 %. Аналитики говорят о наметившейся стабилизации отечественного рынка сотового ритейла.

По оценкам "Евросети", оборот российского рынка сотовых телефонов в первом квартале 2010 года достиг 31,6 млрд. рублей, что на 2,1% выше годом ранее. на 25% меньше, чем в докризисный I квартал 2008 г. Рост рынка в стоимостном выражении по оценке ритейлера, по сравнению с I кварталом 2009 года составил всего 2,1%, до 31,6 млрд руб. "Связной" оценивает этот показатель на уровне 32,2 млрд. рублей — в 7,1 млн штук.

Преподаватель Академии народного хозяйства при правительстве, бывший вице-президент "Евросети" по маркетингу Владимир Богданов оценивает оборот в 7,21 млн штук (+28% к I кварталу 2009 г. и минус 6% к I кварталу 2008 г.) на 32,4 млрд руб.

Читайте также: "Собчак начала торговать телефонами"

Следует отметить, что "дна" российский рынок сотового ритейла коснулся в мае-июне 2009 года, провалившись на 40% относительно показателей мая 2008 года. По итогам года средняя цена проданного в рознице сотового телефона составила $157, что на 24% ниже показателя 2008 года. В рублях показатель средней стоимости превысил цифру 4990 руб., что всего на 4% ниже показателя 2008 года.

Средняя цена сотового телефона за первый квартал 2010 года снизилась на 18% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составила 4 522 рубля. По оценке "Связного" -произошло падение на 17%, до 4535 руб.

Аналитики сети весьма сдержанны в прогнозах. "Очевидно, что рынок еще не восстановился после кризиса. Наши специалисты продолжают наблюдать отставание в количестве продаж от 2008 года", — отмечают они. Эксперты полагают, что рост продаж вызван в том числе и наступлением периода замены телефонов, которые были приобретены до начала кризиса. Средний срок жизни сотового телефона составляет примерно 30-36 месяцев.

Бывший вице-президент "Евросети" по маркетингу Владимир Богданов привел свои данные по распределению долей основных игроков на рынке по количеству проданных телефонных аппаратов. Так, по его данным, на "Евросеть" пришлось 31,7%, на "Связной" — 23,8% и на МТС — 13,8%.

Фото: AP

Стоит отметить, что речь идет только о новых мобильных телефонах, без учета вторичного рынка. По данным Богданова, россияне приобрели за три месяца 8,5 млн новых и подержанных трубок. Предложение побывавших в использовании телефонов растет пропорционально числу торговых точек, которые специализируются на их продажах. Это не только рынки электроники; почти у всякой станции метро рядом с салонами федеральных сетей успешно работает по нескольку мелких точек продаж, пишет Sostav. ru. Из-за этого, по мнению Богданова, сдерживаются продажи новых аппаратов.

По данным "Евросети", лидером продаж по итогам первого квартала распределятся остаётся Nokia (40% проданных трубок), корейская Samsung следует по пятам и в марте смогла восстановить (до 36%) утраченные позиции до уровня января. Впрочем, еще в IV квартале минувшего года Samsung ненадолго обогнала Nokia (37% и 36% рынка соответственно).

Аналитики склонны особенности финско-корейской гонки календарно-гендерными факторами на фоне минувших праздников. "Nokia, имеющая в линейке новых моделей, в большей степени, сотовые телефоны в форм-факторе моноблоков, была предпочтительнее в качестве подарков для мужчин. Samsung выпустил на рынок большее количество моделей, ориентированных как на мужчин, так и на женщин, подчеркивая индивидуальность дизайном и разнообразием цветовых решений, как корпуса телефонов, так и дисплея", — отмечают в "Евросети".

LG, занимающая третье место, продолжила наращивать свою долю в марте, которая составила 13%. Производитель Sony Ericsson продолжал терять позиции в течение всего первого квартала 2010 года и докатился до исторического минимума в 3%. Эксперты объясняют такую ситуацию отсутствием в линейке производителя бюджетных трубок.

Читайте также: "Госдума запретила адвокатам использовать сотовые телефоны в СИЗО"

Вместе с тем, на западных рынках всё ощутимее становится тенденция довольно жесткой "классовой" сепарации продаж. По данным Nielesen, в общем объеме продаж мобильных телефонов в США доля смартфонов выросла до 29% за последние шесть месяцев. При этом мобильные телефоны старшего поколения со всеми мультимедийными "наворотами" будут уступать свою долю стремительно и бесповоротно. В условиях кризиса покупатель стал избирателен, рационален и покупает либо дешевые модели телефонов, либо полноценный функционал смартфонов. Все промежуточные варианты "супертелефонов-недосмартфонов" будут уходить в прошлое.

В РФ пока наблюдается преимущественный крен в сторону бюджетных трубок, что вызвано общим невысоким уровнем доходов, которые снизил кризис. Однако на фоне снижения цен на смартфоны данная тенденция будет становиться все более очевидной. По данным "Евросети", на конец 2009-го года доля смартфонов в общем объеме продаж телефонов достигала 13-15%.

Самые интересные новости читайте на главной странице

 

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *