Евросоюз делает ставку на российские АЭС

Атомные технологии могут помочь занять России достойное место на европейском рынке. Комиссар Европейского союза по энергетическим вопросам Гюнтер Оттингер заявил, что союз не намерен полностью отказываться от АЭС, а заместитель гендиректора Комиссариата по энергетике Еврокомиссии Петер Фаросс сообщил о заинтересованности в российских технологиях.

Мировой рынок АЭС довольно четко разделен между крупнейшими игроками — Россией и США. При этом технологически все выстроено так, что выбор одного из партнеров предопределяет и дальнейший вектор сотрудничества с ним на многие годы.

В этом смысле показателен негативный опыт украинского "Энергоатома", который управляет четырьмя АЭС Украины. В 2008 году "Энергоатом" и американская Westinghouse договорились о поставках ядерного топлива ТВС-W (специально для советских реакторов) для плановой перезагрузки не менее трех энергоблоков украинских АЭС в 2011–2015 годах. С 2011 года Westinghouse экспортировала на Украину 210 сборок стоимостью около 1 миллиона доллара каждая.

В апреле прошлого года на энергоблоках Южно-Украинской АЭС произошли нарушения в работе сборок типа ТВС-W. Они были связаны с конструктивными недоработками производителя. Проще говоря, сборки не подходили по размерам. Американская сторона в лице вице-президента Westinghouse по внешним связям и стратегии Майка Керста попыталась выставить украинских специалистов дурачками, заявив о том, что топливо для Южно-Украинской АЭС было повреждено во время загрузки в реакторы АЭС.

Сейчас украинская сторона готовит иск к транснациональной компании Westinghouse, чтобы получить компенсацию. При этом в контракте есть упоминание о том, что если сборки (Westinghouse) находятся в активной зоне вместе с топливом другого производителя, гарантии на них не распространяются. Так что американцы успели и "соломку подстелить".

Кроме того, перспективы в ЕС остаются не очень понятными для российских атомщиков. В прошлом году традиционный партнер Болгария заявила об отказе от строительства АЭС "Белене" из-за нехватки финансовых средств. Неопределенность существует вокруг планов строительства Литвой новой станции в Висагинасе вместо закрытой Игналинской АЭС. Меняется и генеральный план строительства Балтийской АЭС в Калининграде, которая первоначально ориентировалась на экспорт электроэнергии в окружающие страны и Западную Европу.

Читайте также: Япония: страна заката "мирного атома"?

Как сообщил в ходе посещения стройплощадки Балтийской станции директор программы дирекции по капитальному строительству госкорпорации "Росатом" Сергей Бояркин, госкорпорация рассматривает возможность дополнительного размещения на площадке Балтийской АЭС реакторов малой и средней мощности. Вероятнее всего, на станции будет построен лишь один блок большой мощности, а дополнят его реакторами средней и малой мощности.

Размещение на площадке Балтийской АЭС реакторов малой и средней мощности обусловлено "декларируемыми в ЕС и странах Балтии планами по отсоединению энергосистемы Эстонии, Литвы и Латвии от общей энергосистемы с Россией. Реализация этих планов может привести к необходимости работы энергосистемы Калининградской области в изолированном режиме", — пояснил Сергей Бояркин.

А вот в случае работы в "изолированном режиме" станция станет самым провальным проектом Росатома. Ежегодное потребление электроэнергии в Калининградской области, как ожидается, не превысит 6 миллиардов киловатт в час, а запланированная мощность Балтийской АЭС — 17,4 миллиардов киловатт в час. Без экспорта в ЕС проект окажется просто разорительным. И это при том, что россияне постарались непосредственно заинтересовать в проекте и самых "атомных" среди европейцев — французов. Французская компания "Альстом" выиграла тендер на поставку турбины на строящуюся АЭС.

Впрочем, надежд на экспорт в Росатоме пока не теряют. Возведение реакторов разной мощности позволит станции более гибко реагировать на постоянно колеблющийся спрос в ЕС, волатильность которого связана с резким увеличением доли ветровой и солнечной генерации. К тому же есть и позитивные сигналы. Недавно в ЕС прошли стресс-тесты атомных станций. После их проведения Еврокомиссия сделала вывод о том, что на повышение безопасности на европейских АЭС потребуется от 10 до 25 миллиардов евро.

Поэтому заявление заместителя гендиректора Комиссариата по энергетике Еврокомиссии Петера Фаросса о том, что ЕС заинтересован в получении самой лучшей технологии "вне зависимости от ее происхождения", высказанное в ходе заседания тематической рабочей группы по атомной энергетике в рамках энергодиалога России и Евросоюза, выглядит весьма обнадеживающе.

Читайте также: Индия обречена на "Куданкулам"

Между тем, на сегодняшний день в Европе в эксплуатации находятся 132 ядерных реактора. Постепенная их замена на более современные и безопасные реакторы может помочь Росатому занять лидирующие позиции в ЕС. При этом нашим атомщикам предстоит выдержать конкуренцию с американской Westinghouse и французской Areva.

Читайте самое интересное в разделе "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить