Продвижение навигационной системы ГЛОНАСС за границей

ГЛОНАСС поедет за границу?

Решение "продвигать в массы" отечественную навигационную систему было озвучено на форуме "Открытые инновации", который в настоящее время проходит в Москве. "В случае если наши партнеры из тех или других стран захотят, чтобы мы участвовали в софинансировании инфраструктуры, мы будем это делать, причем понимая прекрасно, что операционный контроль эти страны захотят оставить у себя", — заявил Владислав Сурков.

Первым на такое заманчивое предложение откликнулся Казахстан. По словам премьер-министра республики Кайрата Келимбетова, власти уже изучают инициативу правительства РФ и рассматривают технологические решения нашей страны. Однако России мало Казахстана, она жаждет внедрить свои технологии дальше, уже сегодня ведутся переговоры о сотрудничестве в сфере ГЛОНАСС с Белоруссией и Украиной. И эксперты полагают, что у идеи "протолкнуть" отечественную навигационную систему на мировой рынок есть перспективы, несмотря на то, что по техническим качествам ГЛОНАСС сильно уступает зарубежным аналогам.

Читайте также: ГЛОНАСС ударит по карману автовладельцев

"Для продвижения ГЛОНАСС за рубежом надо понимать два обстоятельства. Во-первых, она будет востребована во всех странах, которые не считают возможным положиться на одну американскую систему, поскольку на данный момент китайская и европейская, можно сказать, что не работают, и выбор только один — ГЛОНАСС или GPS. Второе обстоятельство заключается в том, что по совершенно объективным причинам двухсистемный приемник всегда надежнее односистемного. Это чисто географическая вещь, или физическая, связанная с особенностью распространения сигналов, особенно в городах, горах, в лесу и подобных местах, где видимость неба ограничена. То есть двухсистемный приемник объективно лучше. Но он стоит дороже, и покупателям придется объяснить, что приобретение это хорошее", — считает Игорь Лисов, редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики".

Но существует и обратное мнение, согласно которому ГЛОНАСС вряд ли будет иметь достаточный спрос на рынке в связи с тем, что ее техническое состояние и конкурентоспособность оставляют желать лучшего. Так, например, Владимир Губарев, известный научный журналист, писатель и драматург, видит негативную сторонувпопытке властей поставить нашу навигационную систему в один ряд с мировыми, в частности с системой GPS.

"Здесь совершенно ясно, что система ГЛОНАСС по сравнению с европейской и американской системой не выступает. Во-первых, по параметрам сейсмическим, то есть мы не можем делать столь современную аппаратуру, как американцы, к сожалению. Она, естественно, будет востребована, но не в таких объемах, как американская и европейская. ГЛОНАСС нужна будет на Западе только для того, чтобы нас отчасти контролировать. Я думаю, что они найдут способ, как это сделать. Во-вторых, ГЛОНАСС еще не работает в полном объеме. Тогда как GPS и остальные системы уже давно работают. Сейчас можно подойти к любому автомобилю и посмотреть, что в нем установлено — ГЛОНАСС или GPS? Конечно это будет американская навигационная система, потому что она надежная и хорошего высокого качества и разрешения. Пока мы в приборостроении значительно уступаем и об этом не следует забывать", — подчеркивает Владимир Губарев, акцентируя внимание на том, что "ГЛОНАСС нужна в военных целях в основном, для того, чтобы не зависеть от американцев, потому что вся оборона страны идет только через космос".

Читайте также: У Роскосмоса открылось второе дыхание

Впрочем, заявляя о готовности оказывать финансовую поддержку ГЛОНАСС, правительство особенно подчеркнуло, что не будет пытаться заместить или вытеснить наиболее распространенную систему GPS. "На этом рынке хватит места еще многим компаниям", — заявил Сурков, призывая бизнес приходить на навигационный рынок, который в настоящее время разрозненный и небольшой.

Коммерциализация отечественной навигационной системы также является одной из задач правительства, в связи с чем оно намерено стимулировать формирование упорядоченного рынка с отработанными стандартами. "Поскольку бизнес только становится на ноги, мы страхуем тех, кто на него выходит, софинансированием из федерального бюджета", — сообщил вице-премьер.

В заключение надо сказать, что шаги, которые принимает государство с целью популяризировать систему ГЛОНАСС, могут стать хорошей опорой для совершенствования на данный момент не идеальной российской системы. Кроме того, как замечает Игорь Лисов, "навигационная система ГЛОНАСС выполняет в первую очередь задачи, связанные с национальной обороной и безопасностью, поэтому любой коммерческий доход, который удастся с нее получить, является приятным дополнением, так сказать, розочкой на торте, а вовсе не самоцелью".

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить