ВАЗ дождался своего "звездного" часа

В первом квартале 2015 года авторынок России сжался ровно наполовину по сравнению с прошлыми январем-мартом. Падение спроса могло быть и более существенным, если бы не госпрограммы по утилизации и субсидирование автокредитов. О поддержке автопрома в эфире Pravda.Ru рассказал представитель "Объединения автопроизводителей России" Алексей Сереженкин.

— Алексей Михайлович, cоздается впечатление, что нашему автопрому свойственно почти постоянное межкризисное состояние. — Только начал набирать обороты, снова катаклизмы наступили. Какой период все-таки был удачным и для российского автопрома?

— Конечно, кризис 2009 года был очень глубокий. Наиболее удачным по объемам производства был 2012 год. Рынок легковых автомобилей составил 2,8 миллиона штук, хотя в 2009 году упал до 1,4. Это — реальная покупка автомобиля. Есть такое еще в статистике — постановка автомобилей на учет в ГАИ. То есть фактически за 3 года объем продаж вырос в 2 раза.

В прошедшем году было продано примерно 2,3 миллиона — на 500 тысяч меньше, чем в такой самый удачный для автомобилестроения год. Падение, конечно, не такое стремительное, и это объясняется, конечно, целым рядом причин. В первую очередь, за эти годы благосостояние людей все-таки возросло, несмотря на кризис. Тем не менее, 2014 год был, конечно, для автомобилестроения очень плох, но, к сожалению, этот — еще хуже.

Если сравнивать первый квартал, то рынок сжался наполовину. Но чисто российский автором, то, что производится нашими традиционными отечественными производителями — АвтоВАЗ, входящий в это же объединение Ижевский завод, Ульяновский завод — упал меньше. Там на треть примерно уменьшилось производство. Их все-таки продолжают покупать.

— Это объясняется ценой?

— Да, конечно, они более доступны по цене, а сейчас это очень важно для многих. Эти заводы обеспечивают порядка 75-80 процентов локализации. Но, конечно, сокращение рынка негативно не только для автопроизводителей, но и для экономики страны в целом. Поскольку это — налоги, рабочие места, наше ВВП и экономика, в конце концов. И сегодня, конечно, принимаются меры для того, чтобы рынок поддержать.

— Цифры по производству автомобилей соотносимы с продажей?

— Производство, естественно, ориентируется на рынок. В 2009 году в России было сделано 600 тысяч автомобилей, в 2014 — 1 миллионов 700 тысяч. За 5 лет произошло существенное развитие новых сборочных производств иностранных компаний в России, их производство выросло существенно.

Раньше у нас в какой-то мере депинговали по ценам, поскольку система хозяйствования позволяла цены устанавливать не из экономической целесообразности, а из каких-то других соображений. Но эти времена закончились.

Сегодня, конечно, автомобили, которые не соответствуют соотношению "цена-качество", никому не нужны. И теперь все стандарты — на высоте. У нас действуют жесткие технические регламенты, и по большому счету, претензий по качеству я не знаю. И российские производители, в основном — на высоте, по крайней мере, ВАЗ очень следит за качеством.

— То есть конкуренция между отечественными автомобилями и иномарками — налицо?

— Да, они и по качеству, и по цене сближаются.

— Кроме падения спроса, какие еще неприятности преподнес нынешний кризис нашему автопрому?

— Падение рубля сильно ударило по тем производствам, которые компоненты импортируют.

— Какие еще тенденции? Есть хоть что-то хорошее?

— Единственное, что правительство обратило на автопром внимание и стало оказывать поддержку. Причем, поддержку не только непосредственно автопроизводителям, а в основном — рынку. Это — льготное кредитование, вот которое кстати с 15 апреля снова начало работать. Реально можно этот самый кредит взять. Это один момент.

Второй момент — это расширение вывода из эксплуатации старых автомобилей по программе утилизации. В прошлом году было, и сейчас тоже продолжается эта программа. Причем, она поддерживает как легковые автомобили, так и микроавтобусы, малотоннажные грузовики.

Есть моменты по поддержке рабочих мест. Тоже в бюджете предусмотрено выделение средств на поддержку и создание новых рабочих. Разбрасываться кадрами неразумно. Кризис пройдет, будет опять подъем, и они понадобятся. Мы вышли с инициативой о том, чтобы обеспечить устройством на общественные работы сотрудников, которые высвобождаются временно.

Будет переобучение работников на другие специальности, которые требуются. Технологии, не только в автомобилестроении, но и везде, совершенствуются и требуют более высокого профессионального уровня.

Есть программа использования природного газа на транспорте. Государство субсидирует регионы на 30 процентов по приобретению этой техники. Эта мера действует не только в кризис, она была в прошлом и позапрошлом годах.

Я думаю, что рынок, ну и соответственно производство, в этом году просядет процентов на 20-30, а может быть и 40, а в 2016 году, надеюсь, уже будет переходный год, будет немножечко получше. В 2017–2018 годах должно быть оживление. Все идет по спирали. Будем надеяться, что скоро все будет хорошо.

Читайте также: 

Кризис превратит Калугу в русский Детройт?

Эксперт: Мы должны научиться эффективно доить иностранные автозаводы  

Автопром России получит от государства поддержку, но она ему навредит - эксперт

Импортозамещение: пересядем на ВАЗы?

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала 

Лейла Мамедова


Автопром: сколько стоит перезапуск?
Комментарии
Комментарии