ВАЗ дождался своего "звездного" часа

В первом квартале 2015 года авторынок России сжался ровно наполовину по сравнению с прошлыми январем-мартом. Падение спроса могло быть и более существенным, если бы не госпрограммы по утилизации и субсидирование автокредитов. О поддержке автопрома в эфире Pravda.Ru рассказал представитель "Объединения автопроизводителей России" Алексей Сереженкин.

— Алексей Михайлович, cоздается впечатление, что нашему автопрому свойственно почти постоянное межкризисное состояние. — Только начал набирать обороты, снова катаклизмы наступили. Какой период все-таки был удачным и для российского автопрома?

— Конечно, кризис 2009 года был очень глубокий. Наиболее удачным по объемам производства был 2012 год. Рынок легковых автомобилей составил 2,8 миллиона штук, хотя в 2009 году упал до 1,4. Это — реальная покупка автомобиля. Есть такое еще в статистике — постановка автомобилей на учет в ГАИ. То есть фактически за 3 года объем продаж вырос в 2 раза.

В прошедшем году было продано примерно 2,3 миллиона — на 500 тысяч меньше, чем в такой самый удачный для автомобилестроения год. Падение, конечно, не такое стремительное, и это объясняется, конечно, целым рядом причин. В первую очередь, за эти годы благосостояние людей все-таки возросло, несмотря на кризис. Тем не менее, 2014 год был, конечно, для автомобилестроения очень плох, но, к сожалению, этот — еще хуже.

Если сравнивать первый квартал, то рынок сжался наполовину. Но чисто российский автором, то, что производится нашими традиционными отечественными производителями — АвтоВАЗ, входящий в это же объединение Ижевский завод, Ульяновский завод — упал меньше. Там на треть примерно уменьшилось производство. Их все-таки продолжают покупать.

— Это объясняется ценой?

— Да, конечно, они более доступны по цене, а сейчас это очень важно для многих. Эти заводы обеспечивают порядка 75-80 процентов локализации. Но, конечно, сокращение рынка негативно не только для автопроизводителей, но и для экономики страны в целом. Поскольку это — налоги, рабочие места, наше ВВП и экономика, в конце концов. И сегодня, конечно, принимаются меры для того, чтобы рынок поддержать.

— Цифры по производству автомобилей соотносимы с продажей?

— Производство, естественно, ориентируется на рынок. В 2009 году в России было сделано 600 тысяч автомобилей, в 2014 — 1 миллионов 700 тысяч. За 5 лет произошло существенное развитие новых сборочных производств иностранных компаний в России, их производство выросло существенно.

Раньше у нас в какой-то мере депинговали по ценам, поскольку система хозяйствования позволяла цены устанавливать не из экономической целесообразности, а из каких-то других соображений. Но эти времена закончились.

Сегодня, конечно, автомобили, которые не соответствуют соотношению "цена-качество", никому не нужны. И теперь все стандарты — на высоте. У нас действуют жесткие технические регламенты, и по большому счету, претензий по качеству я не знаю. И российские производители, в основном — на высоте, по крайней мере, ВАЗ очень следит за качеством.

— То есть конкуренция между отечественными автомобилями и иномарками — налицо?

— Да, они и по качеству, и по цене сближаются.

— Кроме падения спроса, какие еще неприятности преподнес нынешний кризис нашему автопрому?

— Падение рубля сильно ударило по тем производствам, которые компоненты импортируют.

— Какие еще тенденции? Есть хоть что-то хорошее?

— Единственное, что правительство обратило на автопром внимание и стало оказывать поддержку. Причем, поддержку не только непосредственно автопроизводителям, а в основном — рынку. Это — льготное кредитование, вот которое кстати с 15 апреля снова начало работать. Реально можно этот самый кредит взять. Это один момент.

Второй момент — это расширение вывода из эксплуатации старых автомобилей по программе утилизации. В прошлом году было, и сейчас тоже продолжается эта программа. Причем, она поддерживает как легковые автомобили, так и микроавтобусы, малотоннажные грузовики.

Есть моменты по поддержке рабочих мест. Тоже в бюджете предусмотрено выделение средств на поддержку и создание новых рабочих. Разбрасываться кадрами неразумно. Кризис пройдет, будет опять подъем, и они понадобятся. Мы вышли с инициативой о том, чтобы обеспечить устройством на общественные работы сотрудников, которые высвобождаются временно.

Будет переобучение работников на другие специальности, которые требуются. Технологии, не только в автомобилестроении, но и везде, совершенствуются и требуют более высокого профессионального уровня.

Есть программа использования природного газа на транспорте. Государство субсидирует регионы на 30 процентов по приобретению этой техники. Эта мера действует не только в кризис, она была в прошлом и позапрошлом годах.

Я думаю, что рынок, ну и соответственно производство, в этом году просядет процентов на 20-30, а может быть и 40, а в 2016 году, надеюсь, уже будет переходный год, будет немножечко получше. В 2017–2018 годах должно быть оживление. Все идет по спирали. Будем надеяться, что скоро все будет хорошо.

Читайте также: 

Кризис превратит Калугу в русский Детройт?

Эксперт: Мы должны научиться эффективно доить иностранные автозаводы  

Автопром России получит от государства поддержку, но она ему навредит - эксперт

Импортозамещение: пересядем на ВАЗы?

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала 


Автопром: сколько стоит перезапуск?
Комментарии
Комментарии
Комментарии
Vitaly Dakhno Политолог: Другой альтернативы, кроме как быть с Россией, у Украины нет
Oleg Seleznev Украинские экстремисты продолжают индивидуальную войну с Крымом
Владимир Андреевич(Mail.Ru) Вашингтон заявил о своих условиях для соглашений с Россией по Сирии
Spassky Kochan Ответить за скандал вокруг выставки Стерджеса должен Минкульт — мнение
вадим каспарьян США упрекнули Эстонию за неспособность выбрать президента
Lisska Калифорнийцам разрешили бить стекла машин, если внутри погибает животное
Валентина Канунникова На севере России пропал поезд со всеми пассажирами
Olga Tkach Генпрокуратура Украины обвинила батальон "Торнадо" в изнасилованиях детей
Александра Мольнек Мельница мифов: Лермонтову приписали русофобию
Леонид Кондиленко Поклонская уходит с должности прокурора Крыма