Ой: скоро россияне начнут летать на дирижаблях

Ой! Cкоро россияне начнут летать на дирижаблях

В будущем дирижабли могут вполне заменить как пассажирские, так и транспортные самолеты. Как утверждают эксперты, перелеты на цеппелинах будут намного дешевле перелетов на самолете. На аэростатах можно будет транспортировать даже тяжелую технику, например, танки. О будущем дирижаблестроения Pravda.Ru рассказал главный редактор журнала "Вестник воздухоплавания" Сергей Бендин.

Дирижабли - это многофункциональная платформа

- Что означает слово дирижаблист?

— Это человек, который испытывает интерес, может быть, энтузиаст, в дирижаблестроении. В нашей стране нет массового дирижаблестроения, а дирижаблисты есть.

— А почему нет дирижаблестроения?

— Дирижаблей сегодня нет, потому что они требуют инвестиций. Инвестиционной поддержки нет, поэтому нет и дирижаблей. При этом многие потенциальные потребителей дирижаблей есть, причем даже в больших промышленных экономических секторах. Были беседы с крупнейшими предприятиями, такими как "Норильский никель".

Там ответили, что дирижабли им интересны, но инвестировать они не готовы, а готовы купить: "Выставите на прилавок штук пять, и мы купим". Но это очень странная постановка вопроса. У людей, кто разрабатывает дирижабли, нет оборотного капитала, нет возможности инвестировать в самих себя. Это дорогостоящее мероприятие.

— А что такое современный дирижабль? Вообще, это специализированная вещь или универсальная? То есть тот дирижабль, который, например, будет возить людей из Москвы в Санкт-Петербург, и тот, который будет решать задачи в Арктике, — это будет один аппарат, или эти дирижабли надо совершенно по-разному конструировать, у них разная начинка и так далее?

— Вообще считается, что дирижабли — это многофункциональная платформа, чем ее модифицируешь, то она и будет осуществлять — под военные цели, под строительные цели, леса таскать или контейнеры. Но с другой стороны, заказчик всегда определяет четко, что он хочет. Если он хочет контейнеры возить, естественно, будет специальный какой-то кран под эти контейнеры.

Если хочет танки возить, там будет специальная платформа, поддон для танков установлен. Такие мачты — это, конечно, мечта, потому что сегодняшние дирижабли — это не то, что было в 30-х годах, в "золотую эпоху" дирижаблестроения, когда Цеппелины летали по миру.

Это были, конечно, достижения, но дирижабли родились раньше своего времени, потому что материалы не те, авионики компьютерной, которая сегодня есть, не было, много было проблем с летучим газом.

Дирижаблю высокая скорость не нужна

— А какая скорость у современного дирижабля, я имею в виду и самую быструю, и крейсерскую?

— Это вообще очень больной вопрос для дирижаблистов, потому что представители авиации часто, конкурируя с дирижаблями, утверждают, что дирижабль медленный. Но, с другой стороны, транспортный дирижабль, а мы говорим сейчас о них, не требует большой скорости во многих регионах.

Вот зачем нужна сумасшедшая скорость, как у самолета, в удаленной уральской глубинке, где идет добыча какого-то полезного ископаемого и куда несут буровую. Причем дирижабль может в сборе доставить от двери до двери, то есть на заводе собрали буровую, ее нацепили на дирижабль, и он полностью привез ее туда, поставил на точку, где добывают нефть, газ или еще что-то. Самолет же не имеет возможности от точки до точки довезти. 

— И сколько таких дирижаблей потребуется народному хозяйству?

— Этот вопрос тоже я поднимал не раз среди экспертов, кто занимается разработкой. Цифры разнятся. Компания "Росаэросистемы" утверждает, что на весь мир сегодня потребуется где-то 500 дирижаблей грузоподъемностью от 50 до 200-500 тонн.

— Здесь явно нужен рынок. А чтобы был рынок, нужно делать дирижабли дешевле. То есть нужно запустить круг в обратную сторону, сделать дирижабли дешевыми. Соответственно, на них будет больше спрос, а этот спрос позволит увеличить масштаб производства, и тогда будут снижаться издержки, и можно будет делать дирижабли еще дешевле. Для этого должно быть не 500 дирижаблей, а 50 тысяч дирижаблей, чтобы можно было на Манежной сесть в дирижабль и на Невском проспекте слезть.

— В том, что дирижаблей огромное количество нужно, я, в принципе, согласен, но надо понимать, зачем они. То есть дирижабли — это транспортное средство, удовлетворяющее спрос. Если спрос в таком количестве обозначится, то, конечно же, делать.

Но люди, и особенно бизнес, консервативны, многие ведь не сразу согласятся перейти на дирижабль. И первые дирижабли будут всегда дорогими. Любые экспериментальные, уникальные, единичные экземпляры всегда дорогие, даже самолеты единичные.

Но как только массовое производство начинается, там идет кратное удешевление. Примечательно, что у нас в стране есть все мощности и возможности для этого. Многие заводы авиационные, которые на боку сейчас лежат, с радостью возьмутся за такие вопросы.

— В старом кинофильме "Красная палатка" дирижабль разбился в Арктике при сильных ветрах. Какие произошли перемены с 30-х годов в технологиях? Почему сейчас дирижабль безопаснее по сравнению с тем, когда взрывался Цеппелин в Америке?

— Во-первых, у нас навигационные системы иные, мы можем определять, где шторм, а где не шторм, то есть мы можем предвидеть, чтобы не лететь на погибель свою. Во-вторых, там есть система двигателей, которая позволяет коррелировать полет. Это достаточно мощные движки, которые устранят возможности опрокидывания на землю и прочее.

Но мы говорим сейчас, на самом деле, абстрактно, потому что транспортных дирижаблей нет. В-третьих, это мое личное убеждение, что аппараты такой большой размерности, по 300-500 метров, не боятся неба. Тут работает физика больших тел. 

Дирижабль может летать вечно?

— А автономность? Сколько дирижабль может один летать, не приземляясь? Например, если ему нужно летать, патрулировать что-то.

— Раз в три месяца рекомендуется пополнение гелия. Хотя я разговаривал с Игорем Пастернаком, он говорит, что вечное движение возможно. Я немножко не доверяю такому утверждению. Непонятно, зачем такая длительность. Если только кругосветку делать, но и то чего делать три месяца в небе?

Давайте поговорим еще про стратосферные дирижабли. Что это такое?

— Еще Циолковский мечтал о дирижаблях в стратосфере, он говорил, что надо наладить сообщение через стратосферу. Это серьезная заявка. Есть на высоте 20-22 километров более-менее спокойная зона, где нет сумасшедших ветров, а ветра приемлемые, и туда уже многие годы, наверное, с начала нулевых, пытаются поставить дирижабли из разных стран. Этим занимались США, Япония, Корея, мы до этой темы дошли только в проектном плане.

То есть у нас есть аванпроекты в России. Это очень важно, потому что это, во-первых, беспроводной интернет на всей территории, во-вторых, это мониторинг, корреляция мишеней, например, если с военными целями связано. Тем более, это на полпути до космоса, то есть можно помогать космическим войскам.

А транспортные дирижабли, кстати, позволят связать территории. Потому что если стоимость билета будет кратно дешевле, чем на самолет, то население начнет ими пользоваться. Ведь сейчас идет разделение, регионализация населения, люди не могут даже друг друга посетить, потому что нет денег на билет в самолет. А это будет в десятки раз, наверное, дешевле. Конечно, перевозить дирижабли будут не так быстро, как самолет, а со скоростью 150 километров в час. Но для людей это терпимо.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовал

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить